В среду рейтинговое агентство Moody`s опубликовало исследование, в котором говорится, что развитие современных банковских технологий уже сейчас оказывает революционное воздействие на мировую банковскую отрасль. Эксперты агентства считают, что те банки, которые внедряют новые технологии в свою работу, привлекают к себе больше клиентов и получают больше перспектив роста. Те же банки, которые держатся за традиционные способы ведения бизнеса, имеют все шансы растерять клиентов и рискуют своими прибылями.

В исследовании Moody`s под названием «Банк будущего» сообщается, что современные банковские технологии уже сейчас оказывают «революционное и эволюционное воздействие на бизнес-модели банков, финансовую инфраструктуру, модели ценообразования продуктов и прибыльность, разделяя все банки на две условные части — те банки, которые уже сейчас активно развивают цифровую стратегию, смогут укрепить свой бизнес, расширить клиентскую базу и улучшить свою эффективность. В свою очередь, отстающие банки будут терять клиентов и потенциал для новых ценовых моделей, а конкурентоспособность их структуры расходов будет снижаться». 

Эксперты агентства отмечают, что в Европе есть уже целый ряд только мобильных банков, которые обращаются к молодому поколению (не старше 35 лет) и постепенно отнимают клиентов у традиционных банков. Так, например, в Англии среди лидеров нового банковского рынка называются Monzo и Revolut, во Франции — Orange Bank. Основанный в Берлине первый панъевропейский мобильный директ-банк N26 также весьма активно привлекает клиентов среди представителей «цифрового» поколения.

Moody`s подчеркивает, что не только в Европе, но и в Северной Америке спрос клиентов на услуги, предоставляемые в обычных отделениях, будет сокращаться. Это дает банкам возможность снижать свои издержки и менять акцент работы с клиентами — с физических отделений на более эффективные альтернативные цифровые и мобильные платформы. Другая ситуация наблюдается в странах с низким уровнем дохода, где население исторически было лишено развитой сети банковских отделений и только в последние несколько лет стало свидетелем роста банковских сетей. Однако рост банковских розничных сетей с низкой базы совпал с развитием современных банковских технологий, поэтому в таких странах, как Кения или Танзания, проникновение мобильных банковских технологий не сдерживается, как во многих развитых странах, привычкой использовать банковские отделения.

В докладе отмечается, что перспективы финансовых технологических решений во всем мире зависят от четырех ключевых факторов: соответствия ожиданиям клиентов, конкурентной динамики конкурентного развития банками таких технологических решений, инфраструктурного фактора и фактора государственного регулирования.

В качестве примеров эксперты Moody`s приводят внедрение в банковскую отрасль технологии распределенных реестров (блокчейн), использование искусственного интеллекта и компьютерную систему консультирования клиентов (роботизированных финансовых консультантов).

Эксперты агентства признаютя, что говорить о получении ощутимой материальной выгоды в ближайшее время от внедрения блокчейна на рынках капитала пока рано. Ведь внедрение и использование этой технологии зависит от очень большого числа участников, выполняющих целый ряд сложных и специфических задач: от разработки концепции и ее одобрения до ее практической интеграции в работу компаний и рынков. Тем не менее Moody`s считает, что технологии блокчейн имеют большой потенциал в целом ряде секторов финансового рынка: эмиссии ценных бумаг и их торговле, расчетно-клиринговых операциях, предоставлении депозитарных услуг для ценных бумаг и финансовых инструментов. Внедрение блокчейна в этих сегментах позволит заметно повысить прозрачность работы всей системы, а также ее контроль со стороны всех участников процесса.

В отличие от блокчейна, компьютерные системы консультирования клиентов уже сейчас могут похвастаться своим участием в управлении существенными объемами финансовых активов. Роботизированные финансовые консультанты используются и при оценке рисков тех или иных портфелей и формирования оптимального набора финансовых инструментов при текущей рыночной конъюнктуре. Сообщается, что внедрение таких систем позволяет в полтора-три раза сократить издержки, которые банки несут на содержание обычных финансовых консультантов. За последний год объем активов, управляемых при помощи роботизированных консультантов, вырос в США вдвое — до $200 млрд — во многом за счет роста спроса со стороны клиентов из поколения «миллениум». При этом агентство отмечает, что даже такие объемы составляют все еще очень небольшую долю от общих активов под управлением — лишь около 1% в США, что, впрочем, дает значительный простор для развития таких технологий в банковской и инвестиционной сферах.