Россияне впервые за всю историю наблюдений ЦБ стали меньше жаловаться на микрофинансовый сектор, чем на финансовый сектор в целом. Такое заявление сделал руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута на XVI Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности.
«Я не могу сказать, что жалобы на микрофинансовые организации не росли, что количество жалоб на МФО снизилось, но то, что жалобы росли меньше, тоже кое о чем говорит, — считает Мамута. — Особенно если более внимательно посмотреть на распределение жалоб».
По данным Банка России, за десять месяцев 2017 года по сравнению с тем же периодом 2016 года на 40% снизилось количество жалоб граждан на невозможность обслуживать заем в микрофинансовой организации из-за высокой процентной ставки (высокий уровень долга).
«Это снижение объективно нельзя объяснить ничем иным, кроме как установлением предельных ограничителей долга, которые с начала этого года составляют трехкратное соотношение к телу займа», — считает Мамута.
Он выразил надежду, что тенденция сокращения жалоб на высокий уровень долга продолжится, в том числе «в результате дальнейших ограничительных мер».
Помимо прочего, статистика ЦБ говорит о том, что снижается число жалоб на так называемых черных кредиторов. Мамута считает это результатом совместной работы правоохранительных органов, Центробанка и общественных организаций, контролирующих ситуацию в этой сфере.
«На что количество жалоб выросло, так это на взыскание. Это то, что нас продолжает беспокоить. Взыскание — вторая больная тема после процентов», — обратил внимание Мамута.
Он добавил, что растет число жалоб на неустановленных взыскателей. То есть тех, кого нельзя четко отнести к микрофинансовым организациям или коллекторам.