Данные Банка России о динамике развития банковского сектора в августе 2017 года подтверждают устойчивый и постоянно (за вычетом мая) ускоряющийся рост кредитования домохозяйств начиная с февраля 2017 года. За август показатель вырос на 1,6%, до 11,5 трлн руб. (тут и далее данные с учетом валютной переоценки). В результате за январь-август объем ссуд, выданных гражданам, увеличился на 7%, тогда как за тот же период 2016 года наблюдалось его увеличение лишь на 0,3%. Объем же просрочки по ссудам гражданам за восемь месяцев вырос на 3,8%.

Если до июня 2017 года основным источником прироста розничного кредитования являлась ипотека, то с июля ЦБ отмечает заметный вклад в прирост выданных ссуд необеспеченных кредитов. Это лишний раз подтверждает растущий интерес населения к потреблению в кредит, хотя в ЦБ считают, что основным драйвером текущего увеличения частного спроса остаются растущие реальные зарплаты. Напомним, что в последнем докладе о денежно-кредитной политике (см. “Ъ” от 18 сентября) регулятор называет вероятный переход домохозяйств от сберегательной к потребительской модели поведения основным риском своей антиинфляционной политики. Реальные ставки по депозитам остаются положительными. И хотя за восемь месяцев 2017 года вклады граждан выросли на 5%, в августе их рост замедлился до нуля (за январь-август 2016 года показатель увеличился на 3,9%, а за август — на 0,5%). В Минэкономики же объявили, что население уже перешло от сберегательной к потребительской модели поведения, поставив на этот фактор как на основной источник ускорения экономического роста во втором полугодии 2017 года.

В свою очередь, в ЦБ считают, что драйвером ускорения второго полугодия должен стать не потребительский, а инвестиционный спрос. Но аппетит предприятий к кредитам устойчивым не выглядит (он прежде всего создается крупными компаниями, отмечают в ЦБ), а их прибыль во втором и начале третьего квартала снижалась. При этом в опросах промышленников ИЭП имени Егора Гайдара доступность кредитов оценивается 66% предприятий как нормальная (85% респондентов имеют и достаточно ресурсов для расчетов с банками), оставаясь в августе «на нижней границе межкризисного интервала».