Департамент финансовой стабильности (ДФС) Банка России вчера опубликовал аналитическую записку “Роль макропруденциальной политики в условиях корреляции сырьевых циклов с потоками капиталов и финансовым циклом” – информирует издание “КоммерсантЪ”. Данная публикация – часть более общей серии от Центробанка, посвященная научным исследованиям, но при этом сделанные выводы можно считать “полуофициальными” (а не как в рамках обычной в таких случаях оговорки, что мнение авторов, мол, может и не совпадать с мнением всей организации).

Сегодняшняя тема на данный момент, возможно, и не очень актуальна, но может таковой стать в будущем: меры, предпринимаемые в ответ на приток капитала и быстрый рост экспортных доходов. Капитал, как известно, сейчас испытывает отток, причем быстрее, чем в прошлом году.

Однако принцип “готовь сани летом” имеет право на существование. К тому же в определенные периоды – напоминает издание – приток все-таки фиксировался, например, во втором квартале этого года с относительно низкими ценами на нефть. Департамент финансовой стабильности напоминает, что сейчас экономика России находится на восходящей стадии финансового и сырьевого циклов, причем они между собой синхронизированы. При этом спрогнозировать динамику сырьевого цикла практически невозможно современными методами, поэтому такой неожиданностью стал как колоссальный приток капитала в 2011-2012 гг. с высокими ценами на нефть, так и отток капитала и обвал цен после 2014 г.

Есть и еще одна причина неожиданного, казалось бы, интереса регулятора: осенью-зимой должен быть готов пакет мер макропруденциального регулирования в отношении участников финансового рынка, а сегодняшняя публикация ДФС – по сути, предварительный набросок того, как будут выглядеть эти инструменты. Какая-то часть инструментария (например, против возникновения “пузырей”) не сможет применяться Банком России, но только лишь органами исполнительной власти, поэтому будет предложена правительству.

Впрочем, “пузыри” не являются главным макропруденциальным риском для ЦБ - он считает в качестве такового накопление валютного долга и избыточный приток иностранного капитала. Департаменту финансовой стабильности больше нравятся меры управления движением капитала (CFM) из рекомендаций МВФ 2012 года, и меньше - рекомендациям Кодекса либерализации движения капитала ОЭСР, к которому РФ пока не присоединилась. Что не нравится в рекомендациях от Международного валютного фонда, так это прямые меры валютного контроля в макропруденциальных целях.