Во втором квартале 2017 года текущий счет платежного баланса сведен с дефицитом в $0,3 млрд, свидетельствует оценка Банка России. Хотя ухудшение показателя во втором квартале традиционно и вызвано сезонностью, полученный результат стал неожиданным. Причина дефицита — быстрый рост импорта и выплат инвестиционных доходов. Компенсировать разрыв позволило заметное улучшение финансового счета платежного баланса — приток прямых инвестиций и ввоз капитала компаниями. В этой ситуации курс рубля становится все больше зависимым от потоков капитала — его ослабление теперь выглядит неизбежным.

Согласно оценке ЦБ, во втором квартале 2017 года дефицит счета текущих операций платежного баланса РФ составил $0,3 млрд. За первое полугодие текущий счет сведен с профицитом в $23 млрд, что на 54% выше значения 2016 года (базовый прогноз регулятора по итогам года — $37 млрд при среднегодовой цене нефти в $50 за баррель).

Традиционное ухудшение состояния счета текущих операций во втором квартале в этом году оказалось хуже ожиданий рынка (консенсус-прогноз Bloomberg предполагал профицит в $3,2 млрд). По словам Сергея Пухова из Центра развития ВШЭ, к дефициту привело разворачивание тенденций, появившихся в середине 2016 года — ускоренный рост потребительского и инвестиционного импорта, увеличение выплат инвестиционных доходов. Тогда как экспорт за второй квартал вырос лишь на 1,2%, до $83,4 млрд с $82,4 млрд в первом квартале, импорт прибавил 22,1% ($58,6 млрд против $48 млрд соответственно). При этом увеличивались как качество (а соответственно, и цены), так и объемы потребительского и инвестиционного импорта, что особенно заметно в импорте услуг, а точнее, поездках граждан. В результате профицит внешней торговли во втором квартале оказался на 27,9% меньше, чем в первом ($24,8 млрд против $34,4 млрд). В тоже время резко ухудшился баланс неторговых операций — выплаты инвестиционных доходов за рубеж выросли с $14 млрд до $22,2 млрд, а в РФ — снизились с $10,1 млрд до $6,2 млрд.

При этом состояние финансового счета заметно улучшилось, а его дефицит в $10,8 млрд в первом квартале сменился профицитом в $10,8 млрд. Этому, по словам Дмитрия Полевого из ING, послужили положительное сальдо операций госсектора в $5,2 млрд от размещения евробондов и продажи валюты из Резервного фонда, уменьшение оттока капитала из банковского сектора ($4,7 млрд против $17,6 млрд) и увеличение притока в нефинансовый сектор — $10,4 млрд против $0,9 млрд соответственно. Заметим, что только прямые инвестиции в небанковский сектор за первое полугодие достигли $13,7 млрд, что фактически вдвое выше прошлогоднего показателя. На этом фоне чистый отток иностранного капитала в $17,5 млрд за первый квартал во втором квартале сменился притоком в $2,8 млрд, хотя его бегство («пропуски и ошибки» и «фиктивные операции») увеличилось с $1,3 млрд до $2,9 млрд соответственно.

Ухудшение состояния текущего счета свидетельствует о том, что его профицит во втором полугодии окажется ниже, чем в первом, и хуже прогноза ЦБ — даже несмотря на то что слабеющий рубль окажет ему поддержку. Сергей Пухов ставит на «вялую и нейтральную картину платежного баланса», что означает плавное ослабление курса рубля до конца года в случае отсутствия значительных шоков и резкого роста оттока капитала. «Платежный баланс все больше зависит от потоков капитала. И хотя плавающий курс рубля выступает стабилизатором платежного баланса (чем выше профицит текущего счета, тем выше отток капитала), мы ставим на постепенное ослабление курса во втором полугодии»,— соглашается Дмитрий Полевой.