Двое депутатов внесли в Госдуму законопроект № 188476-7, направленный на противодействие хищению денежных средств. Поправки предлагается внести в законы о ЦБ, о национальной платежной системе, о банках и банковской деятельности, Арбитражный процессуальный кодекс.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста числа несанкционированных операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО), указывают авторы законопроекта в пояснительной записке. По информации Банка России в 2015 году было совершено более 260 тысяч несанкционированных операций на общую сумму 1,14 млрд рублей с использованием платежных карт, эмитированных (выданных) российскими кредитными организациями.

Постепенно сокращается доля таких операций с использованием банкоматов и платежных терминалов, однако наблюдается рост числа несанкционированных операций через интернет и устройства мобильной связи (СМР-транзакции).

52% всех попыток осуществить несанкционированный перевод денежных средств прошли успешно. При этом отсутствие правового механизма приостановления перевода денежных средств не позволило предотвратить убытки клиентов даже в тех случаях, когда сообщение об отсутствии согласия клиента на перевод поступило в банк плательщика еще до зачисления денежных средств получателю, сообщают авторы.

Методы и технические средства, оборудование и программное обеспечение, используемые мошенниками для проведения несанкционированных операций, постоянно совершенствуются. Также в настоящее время наблюдаются процессы самоорганизации мошенников, создания ими разветвленных (в том числе, транснациональных) группировок.

Законопроект создаст механизм по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующий существенных временных и финансовых трудовых затрат, считают инициаторы.

Предлагается законодательно закрепить право, а в ряде случаев обязанность оператора по переводу денежных средств на приостановление перевода при выявлении признаков совершения перевода без согласия плательщика, определяемых оператором на основании требований Банка России, включая общие признаки несанкционированных переводов, а также определяемых самим оператором дополнительных признаков перевода денежных средств.

Также будет предусмотрена обязанность клиента незамедлительно уведомлять оператора по переводу денежных средств о ставшем ему известным факте несанкционированного доступа третьих лиц к информации, необходимой для получения доступа к электронному средству платежа, наряду с действующими обязанностями по уведомлению оператора в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента. Будет установлен порядок действий оператора по переводу денежных средств при получении такого уведомления.

Законопроектом не предусматривается возможность блокировки средств на счете получателя банком получателя, поскольку банк получателя не вправе без решения соответствующего уполномоченного органа ограничивать право получателя по распоряжению денежными средствами, находящимися у него на счете. Незаконность поступления денежных средств на счет получателя может и должна быть доказана только в суде по иску плательщика.