В информационном письме от 27.02.2017 N ИН-01-59/10 Банк России сообщил о жалобах граждан на то, что при размещении или возврате вклада банк дополнительно предлагает им иные финансовые услуги и финансовые инструменты, о рисках приобретения которых граждане не уведомлены должным образом.

ЦБ напомнил о страховании вкладов, гарантирующем возмещение по вкладу в размере 100% суммы вклада, но не более 1 400 000 рублей. При этом граждане, которым в кредитных организациях предлагается заключить иные договоры на оказание финансовых услуг или приобретение финансовых инструментов, могут не обладать достаточными знаниями для самостоятельного понимания нюансов предлагаемого им договора и, соответственно, не всегда могут корректно оценить соответствующие риски и сформировать ожидания по соотношению уровня риска и доходности, сопоставить предложение с аналогичными услугами от других поставщиков. В свою очередь, риски для физлиц при заключении договора банковского вклада, как правило, несопоставимы с рисками, связанными с приобретением иных банковских и небанковских продуктов.

Поэтому в целях повышения доверия граждан к финансовому рынку ЦБ рекомендует кредитным организациям информировать своих клиентов-физлиц о возможных рисках инвестирования на финансовом рынке в случае предложения им соответствующих финансовых услуг или финансовых инструментов (включая банковские вклады в сумме свыше 1 400 000 рублей, банковские вклады на предъявителя, ценные бумаги) и доводить в письменной форме до сведения граждан следующую информацию:

  • денежные средства по совокупности вкладов и остатков на счетах физлиц застрахованы исключительно в пределах суммы 1 400 000 рублей;
  • денежные средства по иным продуктам не застрахованы;
  • сама кредитная организация не является поставщиком указанных услуг (в случае предложения кредитной организацией услуг сторонних организаций по агентскому договору);
  • иную информацию, характеризующую риски, сопутствующие приобретению и (или) владению финансовым инструментом.

Указанную информацию целесообразно доводить до сведения гражданина по специальной форме, разработанной самой кредитной организацией и предусматривающей написание текста крупным шрифтом, удобным для прочтения, а также поля, в которых гражданин должен проставлять соответствующие отметки об ознакомлении и согласии с каждым из вышеуказанных пунктов. Рекомендуемая форма уведомления прилагается.

Также Банк России рекомендует кредитным организациям обеспечивать аудио- и видеозаписи взаимодействия персонала кредитной организации с гражданином, предварительно уведомив об этом гражданина.