Экономические риски и недавние политические события в США и Европе продолжат влиять на банки по всему миру, предупреждает S&P. По мнению аналитиков, российские банки в ближайшие пять лет ожидают низкие прибыли и ужесточение внутренней конкуренции.
«Новая нормальность» для России
Российские банки, пережившие кризис последних лет, в следующие пять лет столкнутся с «новой нормальностью», связанной с низкими темпами роста экономики, говорится в подготовленном аналитиками Standard & Poors обзоре рисков для глобального финансового сектора, который поступил в РБК. Для поддержания прибыли в таких условиях им придется перестраивать свои бизнес-модели за счет снижения рисков и сокращения издержек, отмечают аналитики. Бурного роста, который наблюдался в секторе до кризиса, в ближайшие годы не предвидится, считают эксперты.
Кредитование в ближайшие годы будет расти лишь на 5-7% — это низкое значение по сравнению с предкризисным периодом. Население и бизнес в ближайшие годы будут неохотно брать кредиты, а сами банки не будут стремиться наращивать кредитование из-за рисков, считают эксперты.
В 2017 году банки продолжат уходить с рынка, отмечают в S&P. В ноябре 2016 года в России было 649 лицензированных банков, при этом на конец 2013-го их насчитывалось 923. Сокращение числа кредитных организаций аналитики агентства связывают с приходом в ЦБ в 2013 году Эльвиры Набиуллиной, проводившей чистку сектора от проблемных банков. Несмотря на уход с рынка мелких и средних банков, конкуренция в секторе лишь ужесточилась, отмечают в S&P.
Риски для всех
Слабые темпы роста глобальной экономики, политическая нестабильность в США и странах Европы, низкие процентные ставки негативно сказались на работе более половины крупнейших банковских систем мира в 2016 году, констатируют S&P. В 2017 году риски, связанные с этими факторами, сохранятся, полагают эксперты.
По последним оценкам S&P, в 2016 году с негативными экономическими трендами столкнулись 11 из 20 крупнейших банковских систем мира — России, Китая, Гонконга, Великобритании, Германии, Бразилии, Индии, Австралии, Канады, Швеции и Японии. При анализе банковских систем S&P использует оценку страновых рисков банковских систем BICRA. Эта оценка отражает подверженность банковской системы конкретной страны позитивным и негативным экономическим и производственным трендам в сравнении с банковскими системами других государств. Используя градацию BICRA, S&P делит банковские системы с точки зрения их подверженности трендам на 10 групп. Сильнейшие банковские системы входят в группу 1, самые слабые — в группу 10. Россия оказалась в восьмой группе, тогда как остальные из 20 крупнейших банковских систем распределены между первой и шестой.
Трамп и Brexit
Ключевым негативным фактором, который влияет на рейтингование банков, агентство называет изменения в глобальной экономике, связанные с замедлением роста ВВП, ослаблением экономики Китая, а также политической и геополитической нестабильностью.
В частности, S&P предупредило о долгосрочных политических последствиях выхода Великобритании из состава Евросоюза. Кроме того, в ближайшие месяцы в Германии и Франции пройдут выборы глав государств, а в Италии — конституционный референдум. «В Европе распространились популистские тренды. Люди заинтересованы в проведении референдумов о выходе своих стран из союза», — отмечают аналитики агентства.
Политика администрации избранного президентом США Дональда Трампа представляется S&P непредсказуемой. В связи с этим сложно оценить ее влияние на регулирование, экономический рост, процентные ставки и, в конечном счете, результаты работы банков, следует из обзора.
Неожиданные для рынков результаты выборов в США спровоцировали высокую волатильность в глобальном финансовом секторе. Как поясняет S&P, участники рынка сейчас стараются учитывать в своих прогнозах возможное повышение процентной ставки ФРС, что вызовет нестабильность на глобальном долговом рынке.