По словам заместителя председателя Банка России Ольги Скоробогатовой, они сегодня вынашивают идею внедрения так называемой “regulatory sandbox” – “регулятивной песочницы”, а по сути – особого режима регулирования, в рамках которого банки смогут протестировать новые технологии без риска быть наказанными за нарушения. Идея, конечно, не нова и уже активно используется, в частности, банковскими регуляторами Великобритании, Австралии или Сингапура. О намерениях ЦБ РФ пишет издание “Ведомости”.

По словам Скоробогатовой, сегодня очень много технологий смотрится красиво “на бумаге”, но когда заходит речь об их применении на практике, начинаются проблемы. В следующем году регулятор планирует совместно с участниками банковского рынка выработать плавила в области финансовых технологий.

Участники банковского рынка восприняли идею “песочницы” с энтузиазмом и готовностью опробовать ее на практике: она позволит им внедрять новые технологии и продукты (которым, возможно, не хватило экспертизы на стадии планирования) без риска понести наказание. В качестве примера Михаил Цыкарев, начальник отдела перспективных технологий Уральского банка реконструкции и развития,приводит использование биометрических данных в дистанционном банковском обслуживании: с технологической точки зрения это уже реализуемо не только за рубежом, но и в России, а вот в законодательстве, оговаривающем использование биометрических данных, пока еще остались не очень четкие формулировки, что замедляет внедрение. Как раз такие “песочницы” могут помочь устранить разночтения в законах. 

У банковского регулятора есть еще одна идея – допустить к банковским услугам некоторые финансово-технологические компании. Об этом также сообщила вчера зампред ЦБ РФ Ольга Скоробогатова. Сегодня они оценивают перспективы применения для российского банковского рынка принципов, оговариваемых второй редакцией Платежной директивы ЕС (Directive on Payment Services, PSD2), вступившей в силу в прошлом году. 

Речь в европейской практике идет о выдаче лицензий двух видов – уточняет “КоммерсантЪ”. Первый их вид дает платежным системам доступ к банковским счетам клиентов без согласия самих банков. Лицензии второго типа получают информационные компании – своего рода “посредники”, интегрирующие финансовые данные. Их могут получить платежные агрегаты, которые платежных услуг не оказывают. 

В любом случае, если идеи Скоробогатовой будут внедрены, это приведет к значительному падению стоимости банковских услуг и повышению скорости их получения клиентами.