Генпрокуратура встала на защиту предпринимателей и предлагает снизить административную нагрузку на них.

На основе проведенного анализа российского законодательства Генеральная прокуратура РФ обратилась в правительство с предложением разработать меры, направленные на снижение административных издержек бизнеса в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. Как пояснили «Известиям» в надзорном органе, результаты проведенного исследования показали, что предприниматели продолжают нести большие материальные и временные издержки, связанные с необходимостью представления в центральные лицензирующие органы необходимых документов. Действующее законодательство позволяет представителям бизнеса по ряду вопросов обращаться и в территориальные отделения лицензирующих органов и запрашивать необходимое разрешение в электронном виде, но такая практика практически отсутствует, пояснили в прокуратуре.

— Согласно утвержденным административным регламентам, многие решения принимаются в центральных аппаратах органов власти, расположенных в Москве, но согласно ст. 3 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» территориальные представительства органов власти могут принимать участие в лицензирование в полном объеме, — говорит официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной. 

В прокуратуре отмечают, что использование этой возможности позволит избавить предпринимателей от необходимости обращаться «в центр». 

В документе, переданном в правительство (выдержки документа есть в распоряжении «Известий»), говорится о  следующих лицензирующих органах: Федеральная служба (ФС) по техническому и экспортному контролю, ФС по экологическому, техническому и атомному надзору, ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ФС по надзору в сфере здравоохранения, ФС в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта и Роскомнадзор. 

Несмотря на возможность предоставления лицензирования в форме электронного документа, такой формат работы еще не действует. Согласно результатам прошлогоднего мониторинга Министерства экономического развития, из 655 опубликованных на портале госуслуг услуг только по 343 (52%) можно подать заявление в электронной форме, а получить результат — лишь по 315 (48%), приводят данные прокуроры. 

В связи с этим Генпрокуратура предложила поручить Министерству экономического развития представить в правительство пакет мер, направленных на снижение административных издержек для бизнеса. 

В пресс-службе Министерства экономического развития «Известиям» рассказали, что в настоящее время анализируют ситуацию и готовят соответствующие предложения, в том числе обсуждается возможность корректировки действующего законодательства в части уточнения требований по переводу услуг по лицензированию отдельных видов деятельности в электронный вид. Предполагается, что предложения будут сформированы в августе текущего года.

«При этом министерство ранее уже проводило анализ массовых и востребованных федеральных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности и установило, что чаще всего такие услуги оказываются по принципу экстерриториальности, то есть в любом территориальном подразделении федерального органа исполнительной власти независимо от места регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, — говорится в ответе министерства на запрос «Известий». — В то же время зачастую федеральные органы исполнительной власти, предоставляющие такие услуги, обладают не очень развитой территориальной структурой, в связи с чем доступ к получению некоторых услуг действительно может быть затруднен».  

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский рассказал, что работа по снятию административной нагрузки с предпринимателей ведется — сокращаются сроки выдачи документов, оформление документов переводится в электронный вид. При этом он отметил, что сами предприниматели не очень активно пользуются услугами в электронном виде. 

— Мы используем все имеющиеся средства, чтобы проинформировать об этой возможности. Если говорить о контрольно-надзорной деятельности, то мы снижаем административную нагрузку на бизнес путем сокращения проверок, требующих непосредственного взаимодействия с организациями, — пояснил он. 

— По итогам прошлого года было примерно на 30% сокращено количество выездных проверок, в процессе которых мы взаимодействуем, запрашиваем документы и другое, — отметил Вадим Ампелонский. — Мы проводим мероприятия систематического наблюдения, которые не требуют от бизнеса приостановки работы, выделения отдельных сотрудников для общения с нами. У нас есть план по сокращению административной нагрузки на бизнес. 

Директор Центра правового обслуживания Анна Коняева в разговоре с «Известиями» отметила, что передача полномочий из центральных управлений надзорных органов в регионы может привести к проблемам с коррумпированностью на местах.

— У регионов специально отняли эти полномочия для того, чтобы исключить коррупционную составляющую и дать бизнесу зеленый свет. Если отдать их обратно, то снова можно будет получить лицензию за деньги. Сложность получения лицензии состоит в том, что нужно собрать большой пакет документов для подтверждения того, что бизнесмен может заниматься этим видом деятельности, — пояснила она.

По словам юриста, необходимо наладить межведомственное взаимодействие госорганов. 

— Из-за несогласованности между госорганами выдача лицензий задерживается. В итоге предприниматели вынуждены сами собирать документы, которые по закону можно не предоставлять, — считает она.

Анна Коняева также заявила, что стоит подумать и о том, чтобы к отдельным видам предпринимательской деятельности сократить список требований, которые уже устарели.