Без малого 40% россиян оставляют чаевые официантам, таксистам и курьерам
© rma.ru

Чаще всего россияне оставляют чаевые официантам и барменам. Такой вывод можно сделать из результатов опроса, проведенного Исследовательским центром портала Superjob по просьбе "Российской газеты". Мы, в свою очередь, решили выяснить, как с этим обстоят дела в других странах, и могут ли чаевые стать обязательными.

О том, что они регулярно оставляют чаевые в кафе и барах, заявили 39 процентов всех опрошенных респондентов. Интересно, что женщины более щедрые, чем мужчины.

На втором месте в рейтинге получателей чаевых находятся таксисты. В этом признались 12 процентов опрошенных. И опять же щедрее оказались женщины.

Другая картина складывается в ситуациях, когда в качестве получателей чаевых фигурируют заправщики и автомойщики. Чаще чаевые им оставляют мужчины. Парикмахеров и мастеров маникюра деньгами благодарят 7 процентов женщин и 3 процента мужчин. Но в целом только 5 процентов работников салонов красоты, судя по результатам опроса, получают чаевые. Дальше идут курьеры, горничные и администраторы в гостиницах, массажисты, уборщицы, гардеробщики и автомеханики, врачи.

Что касается средней суммы чаевых, то самые большие вознаграждения традиционно в гостиницах и отелях - средняя сумма около 300 рублей. В ресторанах и барах - 165 рублей, в парикмахерских - 123. Курьер в среднем получает 115 рублей, таксист - 77, а заправщик - 54 рубля.

Примерно 15 процентов россиян вообще никому чаевых не оставляют. По их мнению, сервис в России оставляет желать лучшего, поэтому чаевые давать не за что. Такая позиция клиентов подтолкнула некоторых владельцев кафе и ресторанов включать чаевые в счет. Даже когда клиент платит карточкой. Эксперты видят в этом резон, но не совсем согласны, что это правильно.

"Сущность чаевых во многом - это возможность повысить заработную плату сотрудников сферы обслуживания, которая, как правило, небольшая", - рассуждает советник президента по Интернету Герман Клименко. Однако в идеале давать чаевые - право, а не обязанность клиента, замечает он. И их размер должен определяться не какой-то третьей стороной, а зависеть от степени возникшей у самого клиента симпатии, от качества, приветливости, быстроты проделанной работы. "Не секрет, что официанты сами оценивают успех своей работы исключительно по количеству полученных чаевых", - добавляет Клименко.

Сегодня вообще не существует законодательного определения чаевых. Есть лишь нормативы Международного трудового законодательства, они определяют эти деньги как сумму, которая добровольно вручается клиентом работающему в дополнение к той, что он обязан выплатить за оказанные услуги.

Оборот чаевых в России, по экспертным оценкам, составляет несколько миллиардов рублей в год. Понятно, налоги с них не платятся. В Федеральной налоговой службе "РГ" пояснили, что если чаевые рассматривать как процесс дарения, то под налогообложение они и не должны подпадать. В минфине заверили, что в основных направлениях налоговой политики, согласованных правительством, нововведений по чаевым нет, и никаких инициатив по этому поводу в ближайшее время не планируется.