Руководители российских компаний рисков для бизнеса сейчас видят больше, чем три года назад, следует из опроса директоров 350 компаний, проведенного PwC. Больше всего менеджмент пугает геополитическая нестабильность — 24% опрошенных назвали ее угрозой номер один. В исследовании отмечается, что частные компании этот фактор волнует значительно больше, чем госкомпании (30% респондентов против 14%). "Вероятно, это связано с тем, что руководство госкомпаний обладает достаточной степенью уверенности в предоставлении поддержки со стороны государства в случае, если они окажутся под ударом",— поясняют аналитики PwC. Еще 24% опрошенных видят угрозу в изменении расходов и поведения потребителей. "Бизнес-лидеры понимают, что отложенный эффект от снижения реальных доходов потребителей еще не исчерпал себя",— отмечают авторы исследования. 

Беспокойство у членов советов директоров компаний (17%) вызывает и чрезмерное госрегулирование. Примечательно, что первостепенной эту угрозу считают почти четверть руководителей компаний с госучастием и всего 13% руководителей частных организаций — аналитики PwC объясняют это тем, что деятельность госкомпаний в последние годы регулируется все больше. Среди других рисков — несоответствие квалификации управленческих кадров текущим потребностям компании (8%); обострение конкуренции (6%); рост киберрисков (4%). 

В 2015 году 35% российских компаний столкнулись с серьезными трудностями, столько же респондентов ожидают дальнейшего ухудшения финансово-экономических показателей. 64% директоров ожидают возобновления роста российской экономики не раньше 2017 года. На этом фоне руководство российских компаний пока отходит от долгосрочного планирования: при обсуждении стратегии 45% советов директоров ориентируются на период до трех лет, а 28% — на один год. При этом 78% советов госкомпаний при обсуждении стратегии тоже берут за основу период не более трех лет — несмотря на все усилия правительства заставить госкомпании следовать разработанным долгосрочным планам развития. В PwC подчеркивают, что сложившаяся ситуация идет вразрез с глобальным трендом — к примеру, в компаниях США горизонты стратегического планирования, напротив, расширяют.