Новое падение цен на нефть заставило Минфин активизироваться по всем направлениям деятельности. На вчерашней внеплановой коллегии министерства топ-чиновники ведомства выдвигали предложения, выходящие за пределы обсуждаемого последние дни кризисного "секвестра" расходов. Глава Минфина Антон Силуанов говорил о необходимости начать отложенные структурные реформы и работе над новой экономической стратегией РФ на 2017-2019 годы. Его замы заявили о намерении хеджировать нефтяные риски, желании переформатировать госпрограммы и провести аудит всех расходов и форм господдержки для обнаружения среди них тех, что способны возродить экономический рост. Вопрос, почему все предложенное не было реализовано раньше, на коллегии не обсуждался.

Российские власти хоть и демонстрируют спокойствие и уверенность по поводу ситуации с бюджетом и рублем (чрезвычайных совещаний по этим темам у президента не запланировано, сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков), но тем не менее наращивают свою совещательную активность. Вчера (22.01.2016 - Прим. Audit-it) в Минфин на внеплановую коллегию ведомства приехали Игорь Шувалов, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, руководители налоговой и таможенной служб Михаил Мишустин и Андрей Бельянинов, а также парламентарии и эксперты. Говорили при этом не о "секвестре" (этот термин Игорь Шувалов и Антон Силуанов призвали не употреблять как не соответствующий ситуации), а о жизни после него. "Чтобы в повестке "спеши-беги" не упустить главных дел, от нас ожидают не только предложений по сокращению бюджетных расходов",— сказал господин Шувалов, сообщив, что внеплановые коллегии будут проведены и остальными экономическими ведомствами. 

Антон Силуанов и его замы к такому повороту оказались готовы. Глава Минфина пояснил, что ожидать повторения ситуации 2008-2009 годов не стоит. Тогда у бюджета не было больших обременений, а цена на нефть быстро "отскочила". "Сейчас особенность в том, что в "тучные" годы мы накопили большие объемы обязательств, а отскока не планируется",— сказал министр. Так что власти, по его словам, вынуждены пойти на структурные реформы, которые раньше по разным причинам откладывались. Провести их Минфин каким-то образом надеется в условиях "сжатого" бюджета. 

"Мы видим необходимость подготовки новой стратегии деятельности правительства, которая должна исходить из тех возможностей, которые есть у государства",— заявил министр. Поэтому сейчас Минфин, по его словам, готовит не только оперативные меры для 2016 года (сокращение части расходов минимум на 10%), но и повестку на 2017-2019 годы. 

В качестве такой среднесрочной задачи отвечающий за макроэкономику заместитель министра финансов Максим Орешкин назвал намерение начать хеджировать бюджет от падения нефтяных цен. "Ключевая задача 2016 года — подготовить всю необходимую инфраструктуру, чтобы в нужный момент мы могли рассматривать возможность совершения таких операций",— пояснил чиновник. По его словам, так делает Мексика, которая в августе прошлого года захеджировала все свои нефтегазовые поступления по $49 за баррель на этот год. "Они заключают форвардные контракты, в случае снижения цены на нефть получают по ним выплаты",— сказал он. Напомним, российский бюджет сверстан исходя из $50 за баррель, текущая цена сырья равна $30. По подсчетам центра развития Высшей школы экономики, при среднегодовой цене $40 за баррель и курсе 70,6 руб./$ объем выпадающих доходов составит около 1 трлн руб., при цене $25 и курсе 83,4 руб./$ — уже 3,4 трлн руб. По словам Максима Орешкина, весь объем нефтегазовых доходов бюджета захеджировать невозможно. "Речь идет хотя бы о части,— сказал заместитель министра.— Но сейчас об этом даже и не надо думать: при текущих низких ценах это скорее теоретическое упражнение". 

Среднесрочная задача по части устройства бюджета — переформатирование госпрограмм. Отвечающий за это направление заместитель министра финансов Алексей Лавров сообщил, что после неизбежной при сокращении расходов-2016 технической правки (завершится к июню) госпрограммы ждет переформатирование уже в рамках нового бюджетного цикла. Минфин признает, что сейчас госпрограммы воспринимаются ведомствами исключительно как инструмент получения казенных средств, и обещает переориентировать их на достижение целей и индикаторов пока не написанной новой экономической стратегии. Еще один заместитель министра, Андрей Иванов, пообещал, что ради экономического роста к бюджетному циклу 2017 года Минфин проведет аудит всех расходов, разбив их на группы по степени воздействия на этот самый рост, а также сделает инвентаризацию всех форм господдержки отраслей, сведя те, что будут признаны эффективными, в единый федеральный закон. Все это в итоге должно привести к конкуренции получателей за сжимающиеся бюджетные ресурсы.