Появление Национальной системы платежных карт (НСПК) привело к первым практическим изменениям для игроков платежного рынка. По сведениям "Ъ", MasterCard удалось договориться с одним из крупнейших карточных игроков — ВТБ 24 — о массовом выпуске своих карт, хотя до сих пор банк делал акцент на сотрудничестве с Visa. По мнению экспертов, существенную роль в этом сыграло то, что MasterCard, вовремя пойдя на сотрудничество с ЦБ в прошлом году, фактически перехватила инициативу в борьбе со своим основным конкурентом. 

О том, что ВТБ 24 и MasterCard договорились о массовом выпуске карт, "Ъ" рассказали несколько источников на банковском рынке. "Подписание соглашений прошло в конце прошлого года",— отметил один из них. До сих пор госбанк концентрировался в основном на выпуске карт Visa (по экспертным оценкам, доля ее в портфеле ВТБ 24 — около 70%). Какова сейчас и на сколько в итоге вырастет доля MasterCard в портфеле ВТБ 24, пока неясно, по информации источников "Ъ", этот показатель не установлен. "ВТБ 24 на протяжении многих лет сотрудничает как с Visa, так и с MasterCard на взаимовыгодных для партнеров условиях,— говорит вице-президент ВТБ 24 Ашот Симонян.— В конце 2015 года, действительно, были подписаны новые договоры, что было связано с завершением подписанных ранее". Условия новых договоров, а также данные по распределению портфеля карт банка между платежными системами являются коммерческой тайной и не раскрываются, добавляет он. В MasterCard не комментируют соглашения, отмечая лишь, что "дорожат партнерством с крупнейшими российскими эмитентами, в том числе с ВТБ 24". 

В конце декабря произошло историческое событие — было объявлено о начале приема и выпуска в России карт платежной системы «Мир». Таким образом, Национальная система платежных карт стала полноценным игроком на профильном рынке. Формально так завершился процесс, начавшийся в 2014 году после введения США санкций против России, а фактически — более чем 20-летняя история создания национальной платежной системы

Ключевой причиной пересмотра политики взаимоотношений с платежными системами стали расхождения в стратегии обеих систем в России на фоне санкций, указывают источники "Ъ". В рамках наскоро переписанного в 2014 году законодательства о национальной платежной системе, МПС должны были передать процессинг операций по своим картам в созданную при ЦБ НСПК до 1 апреля 2015 года. При этом MasterCard подписала с НСПК соответствующий договор 30 декабря 2014 года и к 1 апреля 2015 года успела перевести почти весь трафик в НСПК, за исключением карт Сбербанка. Visa же пошла на аналогичный шаг лишь 18 февраля 2015 года, поэтому ей потребовалась отсрочка по передаче процессинга до 31 мая, нарушив установленный законом срок. Впоследствии MasterCard снова обошла Visa — в части расширения партнерства с НСПК,— объявив о готовности выпускать с НСПК кобейджинговые карты, что позволяет принимать национальные карты не только в России, но и за рубежом. Visa на это пока не готова. "Банки не могут не принимать во внимание то, как себя ведут с российскими властями международные игроки,— указывает один из них.— Visa оказалась менее лояльной к России, чем MasterCard, и переориентация ВТБ 24 на MasterCard показывает, как это воспринял рынок". Более того, опасаясь, что Visa не успеет передать процессинг в НСПК вовремя, что приведет к сбоям в работе ее карт, некоторые частные банки выпускали для обеспокоенных клиентов карты MasterCard "на всякий случай", добавляет еще один источник на платежном рынке. 

Отношения ВТБ 24 и Visa могли стать менее тесными еще и на фоне того, как функция расчетного банка этой системы была передана в ЦБ, в результате чего банк лишился, по экспертным оценкам, нескольких сотен миллионов долларов ликвидности, размещенной на корсчетах банков--участников Visa, добавляет собеседник "Ъ". В такой ситуации сменить приоритеты ВТБ 24 мог бы и раньше, если бы не действовавшие до конца 2015 года соглашения с Visa, добавляет другой источник "Ъ". 

Впрочем, одним лишь политическим аспектом в данном случае не обошлось, признает он. По сведениям "Ъ", речь может идти о замене валютных целевых показателей, в частности по объему оборота, рублевыми. 

"В 2014 году кардинально изменилась ситуация с объемом оборота, устанавливаемым системой для банков,— поясняет один из источников "Ъ".— Это показатель, при выполнении которого банк получает от системы определенные преференции в виде финансируемых самой системой маркетинговых акций или прямых финансовых компенсаций". Исторически системы устанавливают эти значения в валюте, так как оборот формирует их собственный доход, но на фоне роста курса валют достигать этих плановых значений стало невозможно, поэтому и понадобилась конвертация в рубли, поясняет он. 

В такой ситуации нельзя исключать постепенного перераспределения рынка платежных карт, считают эксперты. Сейчас, по их примерным оценкам (официально данные об объеме эмиссии в России платежные системы не раскрывают), рынок поделен между обеими системами в соотношении 60% на 30%. Однако, по сведениям "Ъ", MasterCard, пользуясь ситуацией, ведет активные переговоры о массовой эмиссии и с рядом других крупных банков. "С учетом более оперативного перехода MasterCard на процессинг НСПК и того, что лояльность MasterCard, очевидно, распространилась и на другие аспекты, в частности на условия работы с банками, пересмотр структуры выпуска и распространения карт двух крупнейших МПС выглядел бы вполне логично",— отмечает глава НП НПС Алма Обаева. Это лишь один из примеров для международного бизнеса в России, который показывает, как геополитическая ситуация может ударить даже по лидерам бизнеса и как нужно действовать, чтобы не утратить позиций, добавляет эксперт на платежном рынке Дмитрий Вишняков. "Обе МПС оказались в одинаковой ситуации, столкнувшись с ужесточением политики властей из-за санкций, и то, с какими последствиями для бизнеса они из нее вышли, дает четкое понимание, как нужно действовать с учетом политических особенностей России",— заключает господин Вишняков.