Правительство подготовило законопроект, регулирующий работу коллекторов. Если документ будет принят, то они не смогут звонить должникам по ночам и угрожать.

​Во вторник, 15 сентября, проект закона «О деятельности по взысканию задолженности» был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Документ написан «в целях защиты прав и интересов физических лиц при взыскании их задолженности по денежным обязательствам», сказано в нем.

Законопроект готовился около десяти лет, было несколько разных версий, однако его принятие тормозилось на разных уровнях власти. Ускорение придал президент Владимир Путин. В ноябре 2014 года он обратил внимание на коллекторский рынок. Это нормальная практика, однако «когда коллекторские организации прибегают к незаконным методам вытряхивания денег», должны вмешиваться правоохранительные органы, сказал Путин, выступая на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ). Президент поручил ОНФ изучить рынок и обсудить его состояние в рамках совещаний Совета безопасности.

В июне 2015 года Совет безопасности постановил, что наличие серых схем взыскания долгов угрожает национальной безопасности государства. МВД и Банк России должны обмениваться информацией и реагировать на нее, решили там.

Новый вариант законопроекта прописывает, как должны общаться должник и коллекторы: способы их общения, максимальная частота общения и недопустимые способы взыскания. Например, коллектор может встречаться лично с должником, звонить ему и отправлять сообщения. Контакты с членами семьи или работодателем должника, размещение информации в интернете или «на доме должника» возможны только «при наличии предварительного письменного согласия должника, предоставленного не ранее чем через один месяц после просрочки».

Коллектор не может обращаться к должнику в ночные часы (с 22:00 до 8:00 в будни и с 20:00 до 9:00 в выходные и праздники), беспокоить его более одного раза в сутки, более трех раз в неделю и более десяти раз в месяц. Должник может дополнительно ограничить свое общение с коллектором, написав ему письменное уведомление. После этого коллектор не вправе по собственной инициативе звонить должнику чаще одного раза в неделю или встречаться с ним чаще одного раза в месяц. Также должник может вообще оградить себя от общения со взыскателем, перенаправив его к своему представителю.

Рынок взыскания сегодня

Закон, если будет принят, установит правовые основы деятельности коллекторов. Также документ предусматривает, что работу коллекторов будет регулировать государство. Федеральный орган, который станет регулятором рынка (какой именно, еще не решено), будет вести реестр коллекторских агентств. Сегодня коллекторский рынок никем не контролируется, говорит главный управляющий директор «Секвойя Кредит Консолидейшен» Сергей Шпетер. «Работа по взысканию де-факто регулируется Гражданским кодексом. Если речь идет о банковских долгах — то еще законами «О банках и банковской деятельности» и «О персональных данных». Специализированного закона нет, также нет контролирующего федерального органа», — рассказал он.

Первые компании, занимающиеся взысканием долгов, появились в 2005 году; в 2007 году была создана Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), рассказывает ее президент Александр Морозов.

В ассоциацию входят 32 организации, на которые приходится, по оценке Морозова, 85% рынка работы с задолженностью физлиц. «Еще есть несколько десятков или сотен компаний, не входящих в ассоциацию. Об их существовании мы знаем, потому что приходят жалобы на них», — добавляет Морозов.

По последним данным ЦБ, задолженность граждан перед банками составляет 10,7 трлн руб. Почти 1 трлн руб. — это просроченная заложенность, говорит Морозов. По его оценке, около половины просрочки оказывается у коллекторов.

«Однако следует учитывать, что, по российским стандартам бухгалтерской отчетности, к просроченной задолженности относится только та сумма, которая просрочена, а не вся сумма долга гражданина. То есть если у человека кредит на 10 тыс. руб. и он не заплатил два месяца по 1 тыс. руб., то именно эти 2 тыс. руб. учитываются в статистике по просроченной заложенности, а не весь долг в 10 тыс. руб.», — объясняет Морозов, добавляя, что, исходя из этого, реальная сумма просроченной задолженности в стране значительно больше.

Никаких ограничений для выхода на коллекторский рынок сегодня нет. «По закону любая коммерческая организация может заниматься взысканием задолженности», — говорит Морозов.

Если будет принят закон, то работать с задолженностью смогут только те, кто включен в государственный реестр профессиональных взыскателей. В документе прописаны критерии для вступления: регистрация в форме хозяйственного общества, уставный капитал не менее 3 млн руб., наличие обязательной страховки ответственности за причинение убытков и морального вреда должникам на сумму не менее 10 млн руб., быть в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, и др. Подобные требования сегодня НАПКА применяет к своим членам, говорит Морозов.

На что жалуются

Жалоб на коллекторов становится все больше, говорит зампред комитета Госдумы по экономической политике и руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. «Коллекторы нарушают многие этические нормы, право человека на безопасность и сохранение конфиденциальности и неприкосновенности личной жизни. Мы получали и получаем жалобы граждан, которые недовольны ночными звонками, угрозами, в том числе физического насилия», — говорит Климов. Граждане жалуются на «хамство, угрозы, порчу имущества, хождение по соседям, звонки родственникам», добавляет он.

«Жесткими формами взыскания злоупотребляют не только мелкие финансовые компании, но и крупные ретейловые банки, которые в обычной своей деятельности тратят большие суммы на укрепление собственного имиджа и бренда», — говорит Климов.

В НАПКА также поступают жалобы на коллекторов, говорит Шпетер.

Написанный законопроект призван зафиксировать баланс сторон, полагает Морозов. «Нужно играть по-честному: нельзя звонить по ночам и действовать через близких людей, но и должник должен в свою очередь идти на контакт с взыскателем — сообщать, к примеру, свой номер телефона, если сменил», — говорит он.​​​​​