Активы банка, который будет создан ВТБ и «Почтой России», составят 600 млрд рублей, что позволит ему занять место в топ-20 банков.

Активы Почтового банка — совместного проекта группы ВТБ и ФГУП «Почта России» — в 2023 году составят порядка 600 млрд рублей. Новый банк, который создается на базе дочки ВТБ — Лето Банка, будет представлен в 15 тыс. отделений «Почты России», а общее количество банковских окон превысит 20 тыс. Он будет ориентирован на работу с розничными клиентами массового и нижнемассового сегмента, а особое внимание будет уделено пенсионерам, получающим пенсии через отделения «Почты России». Данные показатели и цели будут прописаны в бизнес-модели Почтового банка. Об этом рассказал «Известиям» источник в почтовом ведомстве. Эксперты сходятся во мнении, что при помощи филиалов «Почты России» группа ВТБ получит широкую сеть банковских отделений и составит серьезную конкуренцию Сбербанку.

Сейчас Лето Банк, по данным портала banki.ru, занимает 87-е место в рейтинге банков по активам. По данным на август 2015 года, они составляли 62,5 млрд рублей. Лидирует в рейтинге Сбербанк России с объемом активов в размере 21,3 трлн рублей. ВТБ занимает второе место — 8,2 трлн рублей. Активы ВТБ24 оценивают в 2,7 трлн рублей.

Сотрудничество группы ВТБ с «Почтой России» значительно расширит клиентскую базу банка. У «Почты России» 42 тыс. отделений по всей России, на начальном этапе банковские точки предполагается открыть в 15 тыс. филиалах «Почты». Речь идет об открытии банковских окон в отделениях почтового оператора. Как пояснил «Известиям» источник, знакомый с параметрами проекта, целевая клиентская база Почтобанка составляет около 20 млн человек.

Клиентский сегмент Почтобанка оценивают как массовый и нижнемассовый. Особое внимание будет уделено пенсионерам. Как пояснил источник «Известий», знакомый с параметрами проекта, основными продуктами Почтобанка станут пенсионные карты и счета, платежи и переводы, срочные кредиты и страхование.

— Постепенно мы хотим открывать банковские точки во всех отделениях. У нас очень большой процент населения — порядка 40% — сейчас не имеет доступа к современным банковским услугам. А многие отделения «Почты России» сейчас нерентабельные, потому что предоставляют мало услуг. Если же они будут оказывать банковские услуги, то при той же самой себестоимости станут окупаемыми и будут приносить дополнительную выручку. Благодаря проекту «Почтовый банк» население получит банковские услуги там, где оно вообще их сейчас не получает. К тому же в небольших городах, где сейчас открыты 1-2 банка, это вообще приведет к резкому развитию конкуренции и предоставит жителям дополнительный выбор, — отмечает источник в Минкомсвязи.

Как ранее писали «Известия», решение о создании Почтового банка уже принято в правительстве РФ. Акционерное соглашение между партнерами — группой ВТБ и ФГУП «Почта России» — будет подписано, скорее всего, до конца года.

Как уточнил «Известиям» источник, знакомый с параметрами проектов, представители «Почты России» войдут в наблюдательный совет, главой совета будет министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. Согласно акционерному соглашению, у партнеров будут равные права при принятии решений по ключевым вопросам, но операционный контроль будет принадлежать группе ВТБ.

Как пояснил «Известиям» источник, знакомый с деталями бизнес-модели Почтового банка, при «Почте России» будет создана дочерняя компания, которая выкупит 50% минус одна акция Почтового банка. У группы ВТБ, таким образом, доля владения в Лето Банке сократится до 50% плюс 1 акция.

Что касается инвестиций в проект, то, по информации «Известий», «Почта России» будет получать от Почтового банка инфраструктурный платеж за использование отделений «Почты». До 2023 году «Почта» получит 47 млрд рублей. Еще 50% «Почта России» будет получать от доходов Почтового банка. В свою очередь, сама «Почта» инвестирует в проект более 10 млрд рублей, причем в первый год объем инвестиций составит около 3 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что Почтобанк, ориентированный на массовый и нижнемассовый клиентский сегмент, может составить конкуренцию уже существующим отделениям Сбербанка, у которого также массовый сегмент составляет существенную долю бизнеса.

— Открытие банковских отделений на базе «Почты России» позволит группе ВТБ конкурировать со Сбербанком в тех населенных пунктах, где банковские услуги востребованы клиентами всех возрастов, но активные вложения в создание банковского офиса с нуля нерентабельны. В крупных городах ВТБ также сможет активизировать соперничество с автоматами микрокредитования и инвестиционными компаниями, предлагающих микрозаймы. Для расширения своего присутствия ВТБ было крайне важно зацепиться за более массовый проект, каким стал Почтобанк. Потому что ни один из существующих банков с точки зрения поглощения не дал бы такого прироста целевой аудитории, как совместный проект с «Почтой России», — поясняет директор аналитического департамента ИК «Golden Hills — Капиталъ АМ» Михаил Крылов.

Также Крылов пояснил, что Лето Банк давно занимается поиском своей целевой аудитории.

— Изначально бренд задумывался как легкий, можно сказать молодежный, но потом выяснилось, что он не стал востребованным ни у молодежи, ни у клиентов розничных сетей, ни у людей, испытывающих сложности с тем, чтобы дожить до получки. Причина в том, что молодые люди предпочитают хранить свои накопления либо в крупных госбанках, таких как ВТБ24 или Сбербанк, либо в крупных частных банках, либо в банках, которые первым предлагают депозитные продукты, например стипендию, — говорит эксперт. — Молодежный кредитный рынок не такой уж глубокий, поэтому разумно ориентировать банк просто на массовый сегмент, как изначально и планировалось при ребрендинге банка «Бежица». Речь идет о двух сегментах: массовом, с доходом на уровне среднего в регионе, и нижнемассовом, с доходом ниже среднего в регионе. Наибольшая экономия масштаба и прирост аудитории будет, если предлагать банковские услуги в контексте других услуг, что как раз и станет возможным в рамках Почтобанка.

Как пояснил начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий, массовый и нижнемассовый сегменты занимают наибольшую долю розничного кредита.

— Рынок необеспеченного потребительского кредита сфокусирован именно на этом слое населения. Почтобанк с учетом 40 тыс. отделений «Почты России» сможет составить достойную конкуренцию Сбербанку, у которого 17 тыс. точек продаж, — считает Осадчий.

Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко отметил, что нижнемассовый и массовый сегменты могут приносить стабильно высокий доход.

— Нельзя назвать массовый сегмент обременительным. Всё зависит от кредитной политики финансовой организации, так что эти клиенты могут приносить стабильно высокий доход. В частности, существенная доля бизнеса Сбербанка — именно массовый сегмент. Тем более именно на этот сегмент нацелен Лето Банк, который за счет этого проекта получит огромный канал сбыта — через отделения «Почты России», — сказал Сороко.

Правда, эксперт сомневается в том, что выбран подходящий момент для запуска такого проекта.

— Для заявленных темпов роста в данный проект придется вложить огромные инвестиции, которые в текущей макроэкономической ситуации изыскивать достаточно сложно. Дополнительные инвестиции в проект со стороны группы ВТБ и «Почты России» потребуются для качественной интеграции софта, переоборудования отделений, а также для обучения линейного персонала, — считает Сороко.

В пресс-службе «Почты России» и ВТБ от комментариев воздержались.