Запасы золота после девальвации рубля стали надежным источником ликвидности для банков.

Объем продаж банками драгметаллов — показатель на 99% состоит из продаж золота — за февраль 2015 года вырос более чем в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 678,7 млрд рублей. Это следует из отчетности банков, которую публикует ЦБ (101-я форма, счет 61213). За январь 2015 года годовое увеличение показателя было трехкратным (до 455,6 млрд).

На росте рынка сказалось не только ослабление рубля, но и нужда банков в ликвидности. Так, если произвести перерасчет объемов продаж по рыночным ценам в тонны, то за февраль 2015 года было продано 262,35 т, за февраль 2014 года — 201,47 т (рост 30%). За январь 2015 года — 183,38 т, за январь 2014 года — 115,95 т (рост 58%).

До введения секторальных санкций против России — в июле 2014 года — объемы продаж золота банками были на уровне 263,5 млрд рублей. В ноябре 2014 года месячные продажи доросли до 548,1 млрд, в декабре — до 560 млрд рублей. Один из основных покупателей золота у российских банков, по словам банкиров, — Центробанк. В сентябре 2014 года банки как раз просили регулятора увеличить скупку золота, так как внешние рынки для них были ограничены секторальными санкциями в самом конце июля 2014 года. Письмо председателю Банка России Эльвире Набиуллиной направляла Ассоциация российских банков. По оценкам банкиров, профицит золота на внутреннем рынке в 2014 году составил 100 т (при объемах объемы добычи и производства золота в стране в размере 275 тонн). По подсчетам банкиров, потребность внутреннего рынка, включая покупки ЦБ, не превышает 175 т.

— Реализовать золото можно только на внешнем рынке, где основными покупателями российского золота являются европейские банки, — приводили свои аргументы банкиры в письме. — Из-за секторальных санкций ЕС возникает риск ухудшения условий реализации драгоценных металлов на внешнем рынке, а при негативной тенденции может последовать закрытие торговых лимитов и отказ от сотрудничества со стороны европейских банков. Невозможность продать драгметаллы в Европе может привести к существенному снижению ликвидности драгоценных металлов на внутреннем рынке, уменьшению объемов финансирования отрасли со стороны российских банков и, как следствие, к сокращению объемов добычи и переработки. В последние годы ЦБ является основным покупателем золота на внутреннем рынке драгметаллов, но покупки не осуществляются на постоянной основе, зависят от ценовых уровней на внешних рынках и имеют ограничения в объемах. Серебро ЦБ на российском межбанковском рынке вообще не приобретает.

В прошлом году председатель ЦБ Эльвира Набиуллина рапортовала, что Банк России увеличил объемы покупок золота у банков — для диверсификации золотовалютных резервов и решения проблем с рублевой ликвидностью, напоминает аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Алексей Митраков.

Как отмечает руководитель отдела управления активами УК «Промсвязь» Александр Крапивко, санкции не только ограничивают внешнее финансирование, но и вынуждают европейские банки сворачивать любой бизнес с российскими квазигосударственными банками.

— В условиях высоких рублевых ставок (выше ключевой ставки ЦБ в 14% годовых, на межбанке, например, они доходят до 30%), банки не заинтересованы в покупке золота, которое в валюте не растет, — говорит Крапивко. — Валюта при этом в феврале и марте начала падать к рублю. Сегодня, если у банков появляется возможность продать золото ЦБ по любой разумной цене, они на это соглашаются. Такова логика коммерческих банков.

Однако в пресс-службе ЦБ «Известиям» ответили, что именно в 2015 году Банк России не увеличивал объемы покупок желтого металла у банков.

— В январе и феврале 2015 года ЦБ не закупал и не продавал золото, — ранее официально заявляли представители регулятора. — Всего за 2014 год Банк России закупил 5,5 млн тройских унций (около 171 т) золота. Объем запасов золота в составе международных резервов РФ вырос на 16,5%. Объем запасов монетарного золота в составе международных резервов России на 1 марта 2015 года составил 38,8 млн унций (1,207 тыс. т).

По словам экспертов, основными покупателями желтого металла в 2015 году были сами банки, а также компании и физлица (как писали «Известия», клиентов банков сразила золотая лихорадка еще в декабре 2014 года). Наибольший объем продаж золота приходится на госбанки (ВТБ, его дочерний ВТБ24, Сбербанк, Газпромбанк), крупные частные банки (ФК «Открытие», СМП-банк, Промсвязьбанк, «Уралсиб», МДМ-банк — входят в топ-30) и Ланта-банк (177-е место по активам). Они в феврале 2015 года обеспечили 95% общего объема продаж. Если рассматривать эту десятку, то госбанки продали золота на 531,6 млрд рублей (78% от объема продаж всех российских банков; 82% от продаж топ-10). Частные банки продали золота на 151,6 млрд рублей.

По словам Крапивко, неудивительно, что 95% объема продаж золота в РФ осуществляют перечисленные банки — они имеют и имели связи с производителями золота, хранилищами и с инкассацией.

— Бизнес покупки золота у производителей не высокодоходный, и позволить его себе могут только крупные квазигосударственные банки или банки, финансирующие производителей золота, — говорит Крапивко. — Стоит отметить, что фактически ЦБ имеет монополию на покупку этого актива у банков, может покупать металл по цене ниже рынка в силу своего положения. Тренд увеличения объемов продаж золота банками в 2015 году наверняка продолжится. Золотодобывающая промышленность должна работать, так как остановиться она не может. Золото будет добываться и продаваться в коммерческие банки. Этот актив сам по себе банкам не особо интересен, и они будут его продавать, а главный покупатель в условиях санкций — ЦБ. Цена на желтый металл в этом году будет колебаться в широком диапазоне или упадет в долларах США. Золото покупают, когда: обесценивается доллар США, высокая инфляция в мире, война/другие катаклизмы. Текущая динамика противоположна: доллар США будет расти, инфляции в мире нет, больших войн и конфликтов тоже. Так что золоту расти особо не с чего. Единственный фактор роста для золота — программа количественного смягчения в еврозоне, но это долгосрочная перспектива.

Большой вклад в статистику по объемам продаж желтого металла в денежном выражении внесла девальвация рубля в 2014 году, а цены на золото привязаны к доллару США. Как отмечает управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова, на 1 января 2014 года золото стоило примерно $1245 за тройскую унцию, в то время как 1 января 2015 года золото стало стоить $1254 — цены были и остаются относительно стабильными, колебания в пределах $1150-1350 за унцию.

— В рублевом эквиваленте все намного хуже, — рассуждает Касьянова. — Возьмем тот же период: при курсе доллара на 1 января 2014 года 32,65 рубля, тройская унция стоила примерно 40649,25 рубля, в то время как в 2015 году стоимость золота составила 70512,42 рубля, что почти вдвое выше. В долларах золото подорожало на $11, а в рублях почти на 30 тыс.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что ежемесячная реализация банками драгметаллов на порядок превышает объем добычи золота в России — в среднем 22,6 т в месяц в 2014 году, и банки продавали золото за рубеж.

— Поэтому можно предположить, что столь большой оборот может быть связан, например, со свопами, — предполагает аналитик. — С помощью этих инструментов банки могут привлекать ликвидность от нерезидентов. Согласно 101-й форме, у ряда банков-лидеров по объемам продажи золота, этот показатель фактически совпадает с оборотом этих банков по счетам банков-неризидентов.

Банки не подтверждают эту гипотезу.

— Совпадение объемов продаж золота с оборотом по счетам банков-нерезидентов не означает, что «Уралсиб» продавал слитки этим банкам, — возражают в пресс-службе этого банка. — «Уралсиб» страхует ценовые риски на драгоценный металл, открывая хеджирующие торговые позиции в банках-нерезидентах. По мере реализации слитков на внутреннем рынке хеджирующие торговые позиции в банках-нерезидентах закрываются встречной сделкой без поставки физического металла.