На развитие отечественного финансового рынка сегодня существенное влияние оказывает рост доходов населения. Почти 30 процентов россиян отметили, что их доход за последний год увеличился.

 

Однако россияне пока слишком мало знают об основных правилах и игроках финансового рынка. И в результате низкой осведомленности значительная доля россиян все еще скептически относится к банковским структурам. Почти две трети граждан (64 процента) демонстрируют определенное недоверие к банкам, полагая, что вкладывать деньги в банки рискованно. 63 процента населения считают, что в банковских продуктах и услугах сложно разобраться. И в итоге более чем 60 процентов населения по-прежнему предпочитают хранить свои сбережения в наличных.

Среди всего разнообразия розничных финансовых продуктов по уровню известности лидируют традиционные банковские услуги, а именно: вклады до востребования (68 процентов), прием банками коммунальных платежей (55 процентов), валютообменные операции (46 процентов), перечисление зарплат и пенсий (41 процент). Недавно появившиеся на нашем рынке услуги (ипотека, инвестиционные услуги), несмотря на активную рекламную политику банков, пока менее известны среди населения.

 

Сегодня среднестатистический россиянин скорее готов тратить деньги, чем делать сбережения. И, как показал опрос, причин тому несколько. Во-первых, уровень доходов населения не настолько высок, чтобы хватало на серьезные сбережения, поэтому все расходуется на текущее потребление. А во-вторых, невысок уровень финансовой грамотности нашего населения. На фоне роста сбережений и инвестиционного потенциала населения этот фактор становится серьезным препятствием для полноценного развития отечественных финансовых рынков.

О системе страхования вкладов осведомлено 45 процентов взрослого населения. Несмотря на общий рост доли информированности о системе страхования вкладов, подробности ее функционирования известны очень малой доле респондентов.

 

Около 47 процентов респондентов считают, что банки предназначены главным образом для богатых клиентов. Около 62 процентов респондентов считают, что в банковских продуктах и услугах сложно разобраться.

На фоне роста сбережений, а соответственно и развития инвестиционного потенциала населения финансовая неграмотность россиян становится серьезным препятствием для полноценного вовлечения и полноправного участия граждан в финансовых рынках.