Просрочка по ним выросла в полтора раза.

По данным на 1 июня объем просроченной задолженности по кредитам на подержанные машины составил 7,3 млрд рублей, что на 42% больше показателя на аналогичную дату прошлого года. При этом рынок кредитования на авто с пробегом за прошедшие 12 месяцев вырос на 30%, до 251,7 млрд рублей. То есть просрочка по ссудам на покупку подержанных машин растет быстрее рынка. Об этом говорится в исследовании коллекторской компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» (есть у «Известий»).

Традиционно сезон весна-лето на протяжении последних лет у россиян был временем покупки нового автомобиля. 2014 год стал исключением и ознаменовался резким снижением спроса на новые машины — продажи падают каждый месяц. Так, по данным «Автостат», по итогам первых пяти месяцев рынок упал на 12%, по итогам года ожидается снижение в районе 8%. Во многом этому поспособствовало увеличение стоимости новых автомобилей (в 2014 году рост цен может составить более 15%). Россияне вынуждены рассматривать предложения на вторичке, где цены растут в разы медленнее (не более 7% в год). Еще одним фактором стало завершение госпрограммы субсидирования кредитов на покупку новых авто, которая действовала в прошлом году и распространялась на автомобили дешевле 750 тыс. рублей.

По данным «Секвойи», россияне всё чаще берут кредиты на подержанные машины: сектор кредитования покупок авто с пробегом растет быстрее, чем сегмент займов на новые автомобили. Так, первый сегмент за год прибавил 30%, до 251,7 млрд рублей (против роста 4%, до 748 млрд рублей по новым авто), а просрочка по ссудам на подержанные авто выросла на 42%, до 7,3 млрд рублей (против роста 34%, до 48 млрд рублей соответственно). Вместе с продажами машин на вторичном рынке растет и спрос на заемные средства для осуществления покупки: если в 2012 году в кредит покупалось не более 14% машин с пробегом, то в 2013 году ― уже 15%, а в 2014 году показатель увеличится до 18%, считают в «Секвойе». По итогам года объем этого кредитного рынка, как ожидается, вырастет на 36%, до 483,1 млрд рублей.

«Автостат» ожидает, что рост продаж по б/у в этом году составит около 10% по отношению к прошлому году, а по итогам 2014 года на территории России будет зарегистрировано более 6,1 млн подержанных автомобилей (в 2013-м — 5,6 млн, в 2012-м — 5,4 млн). Как показывает статистика, наиболее часто на вторичном рынке покупают в кредит автомобили иностранного производства стоимостью выше 600 тыс. рублей: Volkswagen Passat, Mercedes-Benz С-класса, BMW X5, Toyota Camry. Стоит заметить, что цена новых машин данного класса варьируется от 1 млн до 4 млн рублей.

42-процентное увеличение просрочки по кредитам на авто с пробегом «Секвойя» связывает с рядом факторов — ухудшением финансового положения населения в 2014 году (доходы граждан выросли всего на 3,3% при росте инфляции в 7%) и ростом безработицы (5,2% против 4,9% в 2013 году). Населению стало сложнее соблюдать платежную дисциплину на фоне общего роста закредитованности, говорится в исследовании (средний показатель по стране составляет 1,3-1,4 кредита на должника).

— Рост востребованности кредитов на подержанные автомобили вполне объясним: многие россияне стали отдавать себе отчет в том, что, выезжая из ворот автосалона, машина тут же теряет в цене 15-40% в зависимости от марки и модели и чем дороже авто, тем больше потери в относительном выражении, ― говорят в «Секвойе». ― Поэтому покупка 2-3-летнего авто (как правило, иностранного производства) в хорошем состоянии в кредит является для многих оптимальным вариантом: сумма заемных средств меньше, ежемесячный платеж в разы отличается от выплат за новый, срок кредита в среднем 3 года против 5 лет на автомобиль с нулевым пробегом. Нельзя также не учитывать и менталитет существенной части россиян, для которых статусная машина, пусть даже и не новая, является одним из предметов жизненной необходимости, а на новую у них не хватает. Банки не рискуют, особенно сейчас, кредитовать таких заемщиков на суммы, превышающие 1 млн рублей.

По словам экспертов, уровень просрочки по кредитам на авто с пробегом пока не является критическим. Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что доля просрочки по кредитам на подержанные машины в общем объеме выданных ссуд, составившая на 1 июня 2,9%, существенно ниже доли валового показателя по розничному кредитному портфелю (5,3%).

— Причина столь существенной разницы состоит в том, что заемщики, боясь потерять любимую машину, платят по автокредитам гораздо аккуратнее, чем по необеспеченным кредитам, — отмечает Осадчий. — Логично, что и годовой темп роста просрочки по кредитам на подержанные машины, составивший 42% на 1 июня, был ниже темпа роста просрочки по розничному кредитному портфелю в целом (48,2%).

Однако эксперты прогнозируют, что просрочка в сегменте кредита на подержанные машины будет расти.

— Сам рынок кредитования подержанных авто априори более рискован: контрагенты — это мелкие и средние автосалоны, зачастую работающие «в серую». Меньше суммы кредитов по сравнению с новыми автомобилями, менее качественный андеррайтинг, да еще и снижение размеров первоначального взноса, что прямо влияет на уровень дефолтности, — поясняет Герман Белоус, директор департамента розничного бизнеса СБ Банка. — Нельзя не учитывать и ужесточения кредитной политики банков в 2013 году, связанное с действиями регулятора по охлаждению рынка потребкредитования. Многие банки снизили требования по программам на приобретение подержанных автомобилей, делая ставку на залоговое кредитование, но опять же в погоне за объемами не устранили и не до конца проанализировали первопричины дикого роста просрочки. Ну и, конечно, на рост просрочки повлияло заметное ухудшение макроэкономической ситуации.

Эксперты также указывают на то, что сегмент кредитования на подержанные авто облюбован мошенниками, что также сказывается на показателях просрочки.

— В большинстве случаев платежи по кредиту прекращаются сразу после покупки авто в кредит, — говорит начальник управления регионального взыскания Бинбанка Николай Вялов. — Такое поведение свойственно кредитным мошенникам. Второй пример: нужны денежные средства, а из активов только подержанный автомобиль. Автомобиль фиктивно продается аффилированному лицу, а для покупки аффилированным лицом оформляется автокредит. И вот уже имеются денежные средства, более «дешевый» кредит и автомобиль остался в пользовании. Потом деньги у такой категории заемщиков кончаются, и кредит оказывается на просрочке.