Российское правительство всерьез рассматривает создание единого национального рейтингового агентства. Вопрос уже на этой неделе может быть поднят на уровне первого вице-премьера Игоря Шувалова. "Ъ" стали известны детали обсуждения. Масштаб замысла таков, что уровнем только российского рынка его авторы не мыслят. В партнерстве с другими альтернативными зарубежными агентствами российское призвано составить конкуренцию тройке ведущих международных игроков — Moody's, Fitch и Standard & Poor's. Впрочем, участники рынка не считают возможным решить эту задачу раньше чем через десять лет.

Как стало известно "Ъ", на прошлую пятницу было запланировано совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова, на котором предполагалось рассматривать варианты организации единого национального рейтингового агентства. Представитель секретариата господина Шувалова подтвердил эту информацию, уточнив, что речь должна была идти о создании национального агентства или совместно с зарубежными партнерами. Но по ряду обстоятельств совещание было перенесено на эту неделю.

Еще в начале апреля в интервью Forbes и Die Welt Игорь Шувалов привел мнение, что ведущие рейтинговые агентства "находятся под влиянием западных правительств, и они в любом случае уже получили определенные сигналы о том, чтобы понизить рейтинг России". Он не стал комментировать этот тезис, но реакция последовала на действия международных рейтинговых агентств (Moody's, Fitch, Standard & Poor's), которые в конце марта снизили прогнозы российских рейтингов до "негативных". При этом агентства объясняли свои действия как ожидаемым ослаблением российской экономики в связи с планируемыми санкциями со стороны США и ЕС, так и ростом геополитических рисков на фоне украинского кризиса (после присоединения Крыма к России).

Теперь правительство переходит от абстрактных идей к предметному обсуждению. По данным "Ъ", на совещании должны обсуждаться несколько возможных сценариев. В качестве одного из вариантов будет рассматриваться создание международного агентства на базе объединенного рейтингового проекта Universal Credit Ratings Group (UCRG), куда вошли китайское агентство Dagong Global Credit Rating Co, американское Egan Jones Rating и российское "Рус-Рейтинг". В начале года предложения UCRG уже рассматривались российскими министерствами (в том числе Минэкономики и Минфином), которые пришли к выводу о необходимости их дальнейшей проработки. Гендиректор компании "Рус-Рейтинг" Александр Зайцев говорит, что выступит с соответствующим докладом на совещании. "Наш совместный с китайской стороной рейтинговый проект возник больше года назад, и поддержка правительства способна придать ему новый импульс и качество",— пояснил топ-менеджер. Он не исключает, что к новому независимому международному агентству смогут присоединиться другие российские агентства. Вопрос о создании объединенного агентства может быть решен в течение полутора месяцев.

Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отмечает, что также может рассматриваться вариант присоединения России к международному рейтинговому агентству ARC Ratings. Оно в прошлом году объединило пять национальных рейтинговых агентств Португалии, Индии, ЮАР, Малайзии и Бразилии. "Агентство ставит своей задачей создать конкуренцию международным лидерам",— заявил источник "Ъ".

Правительство также может создать рейтинговое агентство международного масштаба силами существующих национальных агентств. Но такой вариант, по мнению участников рынка, маловероятен. "Все существующие агентства — это частные компании, так что реализовать это будет трудно и организационно, и технологически",— говорит гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.

Еще одна возможность — создать национальное рейтинговое агентство на базе ЦБ. Но эта идея содержит противоречие, так как регулятор будет и выдавать рейтинги, и предоставлять финансирование компаниям, основываясь на этих же рейтингах, отмечают участники рынка. В ЦБ отказались комментировать вопрос создания рейтингового агентства.

Участники рынка критически относятся к идее создания единого национального рейтингового агентства. "У нас уже есть национальные рейтинговые агентства. Можно уравнять их в правах с международными и принимать российские рейтинги для процедур рефинансирования на равных правах с иностранными. Однако также необходимо повысить качество рейтингов",— говорит главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин. Как отмечает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик, "перспективы развития чисто российского игрока будут ограничены внутренним рынком, а конечная цель регулятора — выйти на мировые площадки, чтобы рейтинг агентства использовался в международных трансакциях".

Перспективы реализации этой цели весьма туманны. В частности, российский Минфин собирается как минимум в следующие три года пользоваться услугами Moody's, Fitch и Standard & Poor's по присвоению и поддержанию суверенных кредитных рейтингов и рейтингов долговых инструментов РФ. Об этом сообщал "Интерфакс" со ссылкой на план-график размещения заказов министерства. По мнению министерства, "наличие рейтингов от всех трех агентств является необходимым условием для успешного размещения внешних облигаций и внутренних облигационных займов РФ, отражает долговую устойчивость страны и позволяет инвесторам оценивать риски инвестирования в государственные ценные бумаги".

В таких условиях кооперация с каким-либо зарубежным агентством выглядела бы более привлекательно. Господин Лисоволик уверен, что "для России интересен вариант создания международного рейтингового агентства в альянсе с азиатским агентством, чтобы его оценки были более весомыми. Именно этот вариант позволит выйти на международный уровень, так как своими силами создать такое агентство пока слишком сложно". Но даже такой вариант продвигать в условиях высокой конкуренции со стороны ведущих агентств было бы сложно, особенно на падающем рынке. В любом случае, заключает Евгений Надоршин, чтобы заработать репутацию и составить конкуренцию лидерам, потребуется не меньше десятилетия.