Конституционный суд принял постановление от 25 февраля 2014 г. N 4-П по итогам рассмотрения сразу нескольких дел об административных штрафах, назначенных юрлицам. Штрафы назначались по статьям 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 КоАП. Это, соответственно, штрафы за использование недр без лицензии; нарушение требований промышленной безопасности; нарушение технических регламентов; нарушения в сфере раскрытия информации на финансовых рынках; несоблюдение порядка подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников ООО и владельцев паев закрытых ПИФов; непредставление информации в Банк России.

Нижний предел данных штрафов установлен в размере 500-800 тысяч рублей, и законодательством не предусмотрено возможности снижения суммы штрафа ниже нижнего предела при наличии смягчающих обстоятельств.

Например, компания была оштрафована по статье 7.3 КоАП за то, что осуществляла забор воды из артезианской скважины для производственных нужд без лицензи. При этом компания существовала менее года, еще не вышла на проектные мощности, и штраф превысил сумму ее прибыли за год. В других делах также отмечалась несоразмерность штрафов степени общественной опасности правонарушений либо степени вины штрафуемых юрлиц, а также невозможность оплатить штраф вследствие финансовых сложностей компаний. Штрафы во всех случаях назначались по минимальному пределу (в одном случае снижены до минимального по суду), компании пытались в суде добиться дальнейшего снижения штрафов, но им это не удалось, поскольку закон такой возможности не предусматривает.

В такой ситуации единственным вариантом, позволяющим избежать чрезмерного (избыточного) ограничения имущественных прав юрлиц при применении административных штрафов, с учетом малозначительности правонарушения являлось бы полное освобождение от штрафа. Однако не все смягчающие обстоятельства могут привести к малозначительности нарушения, так что возможность освобождения от штрафов в случаях, подобных рассмотренным, привела бы к безнаказанности.

К тому же, назначение юрлицам административного наказания в виде предупреждения рассматривается законодателем прежде всего как замена административным штрафам, размеры которых составляют менее 100 тысяч рублей.

Предусмотрена возможность отсрочки на 1 месяц или рассрочки на 3 месяца уплаты штрафов, однако когда штрафы значительны, такие меры при наличии финансовых сложностей все равно не позволяют оплатить штрафы по объективным причинам. Возможности увеличить данные сроки не предусмотрено.

При этом неуплата административного штрафа в установленные сроки, как следует из части 1 статьи 20.25 КоАП, может повлечь наложение на юрлицо еще одного админштрафа - в двукратном размере от неоплаченной суммы. Если даже первый штраф обременителен, то второй тем более может приобретать характер избыточного административного принуждения, указал КС.

Так что существующее положение достигает не столько целей предупреждения нарушений, сколько целей подавления предпринимательской инициативы.

КС предлагает внести изменения в КоАП, согласно которым появится возможность применять к юрлицам по указанным статьям (а также по другим, не являвшимся предметом рассмотрения КС, но нижние пределы штрафов по которым установлены от 100 тысяч рублей) "справедливые и соразмерные характеру совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, его имущественному и финансовому положению, а также иным имеющим существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельствам административные наказания".

Пока такие изменения не внесены, КС рекомендует снижать такие штрафы "если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица". Это допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Судебные решения по заявителям подлежат пересмотру с учетом возможности снижения штрафов.