Повышаются требования к размещению средств госкорпораций и пенсионных накоплений.

Правительство планирует повысить требования к рейтингам банков, на депозиты в которых госкорпорации могут размещать временно свободные средства, а также к выпускам банковских бумаг, которые можно покупать на средства пенсионных накоплений.

На портале раскрытия законодательной информации опубликованы два проекта постановления правительства, направленные на повышение требований к ценным бумагам и эмитентам, в которые инвестируются временно свободные средства госкорпораций и госкомпаний, а также пенсионные накопления (в частности, находящиеся под управлением государственной управляющей компании). Проекты постановлений подготовлены в целях обеспечения сохранности этих средств, говорится в пояснительных записках к документам.

Оба проекта предусматривают повышение уровня рейтингов, минимально возможных для ценных бумаг, в которые инвестируются средства, или для банков, на депозиты которых они размещаются. Так, для инвестирования средств, являющихся временно свободными и подлежащих инвестированию на коротком временном горизонте (средств пенсионных накоплений, аккумулируемых и подлежащих инвестированию Пенсионным фондом России (ПФР), накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, временно свободных средств государственной корпорации, государственной компаний), проектом постановления предлагается повысить требование о наличии у эмитента (выпуска) ценной бумаги и кредитной организации, в ценные бумаги и депозиты которых размещаются названные средства рейтинга, долгосрочной кредитоспособности до уровня не ниже ВВВ– по классификации Fitch Ratings и Standard & Poor`s или Ваа3 по классификации Moody`s Investors Service. Данные уровни рейтингов в настоящее время установлены для инвестирования временно свободных средств государственных корпораций и государственных компаний в депозиты в кредитных организациях на срок более одного года.

Для инвестирования средств, являющихся долгосрочным финансовым ресурсом (пенсионные накопления, находящиеся в доверительном управлении управляющих компаний и переданные негосударственным пенсионным фондам), предлагается повысить требование о наличие у эмитента (выпуска) ценной бумаги и кредитной организации, в ценные бумаги и депозиты которых размещаются названные средства, рейтинга долгосрочной кредитоспособности до уровня не ниже ВВ+ от Fitch Ratings и Standard & Poor`s или Ва1 от Moody`s.

Такой уровень рейтинга долгосрочной кредитоспособности в настоящее время установлен для инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление государственной управляющей компании, в ценные бумаги. Данное требование предлагается распространить на инвестирование средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление всем управляющим компаниям, отобранным по конкурсу, и в НПФ, для инвестирования в ценные бумаги, эмитентом которых является банк или страховая компания, а также в депозиты.

Инвестировать накопления в небанковские ценные бумаги при этом предлагается с меньшими ограничениями: управляющие и НПФ смогут это делать, если у эмитента или выпуска бумаг рейтинги будут не ниже ВВ– по классификации Fitch Ratings и S&P или Ва3 по Moody`s. Такой уровень рейтингов для инвестиций разрешен и сейчас, так что в области небанковских инвестиций ничего не меняется.

В конце 2013 года на негативном информационном фоне вокруг ситуации в банковской системе, где за полгода лицензии лишились 27 игроков, некоторые госкорпорации, а также ПФР заявляли о временной приостановке новых размещений временно свободных средств на банковских депозитах до разъяснений ЦБ относительно степени надежности тех или иных банков. Информации о том, что Банк России такое разъяснение дал, не было, однако ПФР, например, вскоре возобновил проведение аукционов среди банков по размещению на депозиты накоплений на короткие сроки (до передачи этих средств в управляющие компании).

Кроме того, опубликованным проектом постановления правительства предлагается исключить полномочие по установлению уровня рейтинга кредитоспособности, присваиваемого национальными рейтинговыми агентствами, делегированное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. С лета прошлого года полномочия по аккредитации национальных рейтинговых агентств, а также по регулированию их деятельности перешли от Минфина к ЦБ. Однако проект постановления предлагает устанавливать приемлемые для инвестиционного порога уровни национальных рейтингов не нормативными документами регулятора финансовых рынков, а постановлениями правительства.