Однако настоящее ускорение будет наблюдаться в 2014 году, считают эксперты

По данным на 1 октября 2013 года, объем просроченной задолженности по автокредитам достиг 38,9 млрд рублей, увеличившись за год более чем на треть (точнее, на 33% с 29,3 млрд). Об этом говорится в исследовании Национальной службы взыскания (НСВ). Темпы роста автокредитной просрочки превышают на 1% темпы роста просрочки по потребительским кредитам (32%). Однако в ЦБ опасений по этому поводу не высказывают.

Объем просрочки сейчас составляет 4,2% от совокупного портфеля автокредитов, утверждается в исследовании. Объем безнадежных долгов, переданных в работу коллекторов, на 1 октября составил 24 млрд рублей, на 20% превысив показатель прошлого года.

— За первые шесть месяцев произошло замедление темпов роста рынка автокредитования, которое сказалось на увеличении доли просрочки с 3,7 % до 4,2%, — комментирует старший вице-президент НСВ Сергей Шпетер. — Этот уровень сохранялся с июля по сентябрь и останется прежним по итогам года.

По словам Шпетера, в конце 2013-го объем просроченной задолженности составит около 40 млрд рублей. Собеседник «Известий» объясняет тренд увеличением темпов роста рынка за счет запуска госпрограммы льготного автокредитования, которое приведет к наращиванию общего автокредитного портфеля в банковской системе.

По словам предправления Златкомбанка Алексея Шитова, ускорение роста просрочки по автозаймам связано в первую очередь с кредитной экспансией и повышением уровня закредитованности населения (на каждом десятом заемщике висит по пять кредитов). Замгендиректора Агентства финансовой и правовой безопасности Федор Казаков отмечает, что просроченные платежи накапливаются и формируют огромный долговой портфель. Он, по оценкам Казакова, вырастет еще на 11-15% до конца года.

При этом средний размер задолженности по автоссудам снижается: на 1 октября он составил 179 тыс. рублей, что на 90 тыс. меньше прошлогоднего показателя.

Самый большой автокредитный долг приходится на жителей Северо-Кавказского региона (примерно 283 тыс. рублей). Также в антилидерах — Уральский и Центральный федеральные округа (236,9 тыс. рублей и 208,4 тыс. рублей). Собеседники «Известий» поясняют, что в Северо-Кавказском регионе низкая платежная дисциплина заемщиков. Кроме того, в регионе самый высокий уровень безработицы среди федеральных округов, составлявший 13,1% в 2012 году, тогда как в среднем по стране безработица составляла всего 5,2%. В то же время позиции Уральского и Центрального округов объясняются высоким уровнем концентрации населения.

Как отметил замдиректора департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев, темпы роста просрочки по автокредитам не вызывают опасений регулятора.

— Это залоговые кредиты. У банков есть возможность реализовать машину в случае дефолта заемщика, — сказал Моисеев.

Другой вопрос — если таких заемщиков будет много. Банкам придется возиться с непрофильными активами. Достаточно вспомнить, что в ходе последнего финансового кризиса кредитные организации стали крупнейшими обладателями недвижимого имущества.

В целом рост просрочки с 3,7% до 4,2% от размера портфеля нельзя назвать критичным, соглашается старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. Хотя примечательно, что увеличение объема просроченной задолженности происходит на фоне спада на автомобильном рынке: за семь месяцев 2013 года продажи автомобилей упали на 7%, до 2,35 млн штук, тогда как в прошлом году рынок вырос на 11% до 2,93 млн машин.

— Вероятно, объем просрочки может значительно увеличиться в 2014 году, и уже тогда это создаст высокое давление на капитал банков, — считает Васин. — Пока уровень не опасный, больше пугают перспективы. Если экономика страны продолжит оставаться в рецессии, а уровень безработицы среди населения начнет расти, кредитные портфели банков пострадают.

На текущий момент ситуация на рынке автокредитования повторяет ситуацию с POS- кредитованием, комментирует начальник управления по работе с сегментом розницы Абсолют Банка Антон Павлов.

— Факторы влияния — высокие комиссии автосалонов, усиление конкуренции между банками топ-10, а также нежелание ключевых игроков ужесточать свою рисковую политику в этом сегменте, — считает Павлов. — Всё это как раз и имеет отражения в цифрах прироста просроченной задолженности.