Коллекторы и кредиторы договорились не унижать должников

Граждане, задолжавшие кредитным организациям, теперь в буквальном смысле могут спать спокойно. С 11 вечера до 7 утра их никто не побеспокоит. Но в остальное время, увы, за долги придется держать ответ.

Такое положение содержится в Кодексе этических стандартов работы с просроченной задолженностью на рынке микрофинансовых организаций. Вчера под ним подписались руководители крупнейших ассоциаций коллекторских агентств и микрофинансовых организаций (МФО).

После 7 утра уже можно напомнить о долге. Но делать это нужно корректно и уважительно. Агентство и МФО не могут использовать запрещенные законом методы взыскания задолженности, в том числе причиняющие вред жизни или здоровью.

Исключаются даже угрозы причинения такого вреда. Агентство или МФО не должны унижать честь и достоинство должника.Подчеркнем, что документ касается только задолженностей по микрокредитам (что называется, до зарплаты). Для больших кредитов аналогичный кодекс уже действует. Рынок микрокредитов в нашей стране стремительно растет. В прошлом году их взяли 1,7 миллиона человек. В этом году, по прогнозу ассоциации микрофинансовых организаций НП "МиР", таких заемщиков будет вдвое больше. При этом доля просроченных займов в этом секторе кредитования самая большая. В прошлом году она составляла 30 процентов, но сейчас снизилась до 15. Однако в абсолютном выражении сумма просрочки растет.

Как показало недавнее исследование Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), самыми ответственными заемщиками (по всем видам займов) являются женщины в возрасте от 50 лет с высшим образованием. Их меньше всего среди должников. А самая большая группа должников - это мужчины в возрасте 30-40 лет. Уровень образования очень сильно влияет на ответственность заемщика: среди должников только 19 процентов с высшим образованием. Еще один фактор - наличие поручителей. Должниками становятся всего 7,4 процента людей, имевших поручителя при оформлении кредита. И почти 93 процента должников получили кредиты без поручителя. Кроме того, как показало исследование, только треть должников проживает в городах-миллионниках, остальные - в более мелких населенных пунктах.

Как отмечают участники рынка, люди, берущие большие кредиты и микрокредиты до зарплаты, заметно отличаются друг от друга. У последних значительно ниже и доходы, и уровень финансовой грамотности. Первый вопрос, который они задают при возникновении проблем с погашением: откуда такая сумма? По словам Михаила Мамуты, председателя совета НП "МиР", Кодекс этических стандартов в первую очередь защитит права заемщиков, позволит своевременно донести до людей достоверную информацию о их кредите, размере и структуре задолженности, способах ее погашения.

Кодекс готовился при участии Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Там считают документ чрезвычайно важным, особенно в условиях отсутствия закона о коллекторских агентствах и обязательном участии таких агентств и МФО в саморегулируемых организациях. Как сообщила заместитель руководителя ФСФР Юлия Бондарева, в прошлом году 22 процента всех жалоб граждан по вопросам микрокредитования были в адрес коллекторских агентств. Эта цифра не растет, но и не уменьшается. По мнению Юлии Бондаревой, граждане должны знать, кто присоединился к Кодексу, чтобы правильно выбрать микрофинансовую организацию. По ее словам, количество жалоб на компании, входящие в НАПКА, в разы меньше, чем на компании, работающие на нерегулируемом рынке.

На данном этапе положения Кодекса имеют для микрофинансовых организаций и коллекторских агентств, даже входящих в официальные саморегулируемые организации, только рекомендательный характер. Однако когда вступит в силу законодательство об обязательности саморегулирования в этой области, Кодекс будет согласован и утвержден мегарегулятором. И тогда он станет обязательным для всех участников рынка. Предполагается, что к концу этого года необходимые законы будут приняты.