Счетная палата нашла новое применение фонду страхования вкладов при Агентстве по страхованию вкладов (АСВ). Из него предлагается не только платить возмещение вкладчикам банков, лишившихся лицензий. Фонд может быть использован также на то, чтобы компенсировать риски банков, согласившихся принять на свой баланс депозиты граждан от проблемных и обанкротившихся игроков. Соответствующие поправки уже готовы к внесению в Минфин.

На заседании совета директоров АСВ одобрены предложения по внесению изменений в закон о санации банков и ряд других законов, говорится в сообщении агентства. Изменения инициированы Счетной палатой, проводившей проверку АСВ в 2012 году. Поправки меняют подход агентства к финансированию мероприятий по передаче имущества и обязательств от неустойчивых банков к "здоровым" игрокам — так называемый метод частичной санации, несколько раз использовавшийся в кризис 2008-2009 годов. "Проект поправок готов к внесению в Минфин",— рассказал "Ъ" замгендиректора АСВ Андрей Мельников.

Суть частичной передачи бизнеса от одного банка к другому — в том, чтобы при наличии у пошатнувшегося банка активов в размере, сопоставимом со вкладами граждан, эти обязательства и имущество передавались бы в финансово устойчивый банк. А оставшиеся обязательства проблемного банка перед оставшимися же кредиторами впоследствии исполнялись бы в ходе банкротства "остатков" банка.

Вопрос финансирования таких мероприятий со стороны агентства встает в случаях, когда активы, переданные здоровому банку вместе с обязательствами, оказываются ненадлежащего качества, пояснили в АСВ. Например, обанкротился заемщик по переданному кредиту или в отношении залога по нему возникли судебные претензии. "Если банк-приобретатель обнаружит такие активы, например, в течение шести месяцев с момента сделки, он имеет право вернуть их агентству и получить обратно уплаченные средства,— поясняет господин Мельников.— При этом до сих пор источником таких возмещений мог быть лишь имущественный взнос государства в АСВ на санацию банков, фонд страхования вкладов для этих целей не задействовался, так как такие цели его расходования нигде не предусмотрены".

В Счетной палате придерживаются иного мнения. Надзорное ведомство считает, что откупать у банков-получателей активы, оказавшиеся некачественными, АСВ может частично и за счет средств фонда страхования вкладов (ФСВ). В какой пропорции использовать для этих целей средства имущественного взноса и средства ФСВ, должно, по мнению Счетной палаты, определяться соотношением застрахованной и незастрахованной частей вкладов, переданных от "больного" банка "здоровому" игроку.

Такой подход эксперты оценили неоднозначно. "Непонятно, почему перераспределение средств фонда должно производиться в этом случае в пользу банка-юридического лица и приводить к уменьшению объема средств, которые предусмотрены для выплат физлицам",— отмечает руководитель банковской практики "Пепеляев групп" Лидия Горшкова. Впрочем, по мнению главного юриста Нордеа-банка Константина Каричева, определенная логика в рекомендациях Счетной палаты есть. "Раз банку переходят обязательства перед вкладчиками, то логично, что и активы он получает для того чтобы за счет них расплатиться по обязательствам,— рассуждает Константин Каричев.— Таким образом, если банку достались некачественные активы, то и использовать их для выплат вкладчикам он не сможет. Если бы не передача обязательств, то нагрузка по расплате с вкладчиками легла бы на АСВ, то есть на фонд, поэтому соответствующее перераспределение средств выглядит вполне логично".

Впрочем, перспективы применения поправок достаточно туманны. В кризис передача обязательств и активов санированных банков здоровым игрокам проводилась всего три раза на общую сумму порядка 15 млрд руб. При этом обратному выкупу агентством подверглись активы на несколько миллиардов рублей. Будет ли такой механизм санации использоваться в будущем — вопрос, указывают эксперты. Но, по мнению партнера компании "Яковлев и партнеры" Игоря Дубова, поправки могут быть востребованы при передаче активов и обязательств банков после отзыва лицензии. Такая возможность была предусмотрена поправками в закон о банкротстве кредитных организаций летом прошлого года.