Минтруда по инициативе Кремля разработало антикоррупционные рекомендации для госчиновников, обязательные для исполнения чиновниками всех уровней. Об этом сообщил "Известиям" директор департамента развития госслужбы ведомства Дмитрий Баснак.

По его словам, – это лишь методическое указание для всех органов госвласти, а реализовывать конкретные меры противодействия должны уже сами ведомства с учетом специфики деятельности.

Согласно методике курсов чиновников должны обучить вопросам правоприменения антикоррупционных норм: от того, как действовать при предложении взятки до того, как определить "коррумпирован ли ваш коллега". Также чиновникам разъяснят, как вести себя, чтобы не провоцировать граждан на дачу взятки.

"Например, фраза "спасибо в карман не положишь", сказанная в шутку может быть воспринята как сигнал для взятки", - пишут "Известия".

Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов убежден, что спецкурсы научат чиновников замечать незаметные преступления в коррупционной сфере.

- Есть масса пограничных ситуаций, которые требуют детального внимания, это надо обсуждать на курсах, - отметил он.

По мнению замдиректора Центра политических технологи Алексея Макаркина, подобные инициативы вряд ли помогут: нужно менять систему. Обучившегося чиновника, желающего разоблачать коллег, по словам Орлова, "отторгнет та система, в которой он работает".

Не верит в положительный исход антикоррупционных курсов и профессор Академии Народного Хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Иван Стариков, говоря, что "это все называется – дохлой дворняге витамины". Он считает инициативу очередной имитацией борьбы с коррупцией и освоением бюджетов.

Член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов ("Единая Россия") поддерживает идею проведения антикоррупционных курсов для чиновников, но отмечает, что обучение должно строится не на формальных объяснениях, пишет издание.

- Надо разработать курсы, которые несли бы мотивационную направленность. Ведь чаще всего коррупционные проявления появляются тогда, когда чиновник считает несправедливым вознаграждение, которое он получает за свою работу, - считает парламентарий.