Крупный бизнес продолжит отстаивать интересы отраслей, которые были поставлены в уязвимое положение со вступлением в ВТО. В РСПП подготовили предварительный перечень мер дополнительной поддержки наиболее чувствительных секторов экономики. Основной акцент сделан на дополнительное бюджетное субсидирование и преференции при госзаказе.

Предварительно на доработку перечня защитных мер дается месяц — именно за этот срок необходимо представить финансово-экономическое обоснование дополнительных объемов поддержки за счет бюджета. После того как проект пройдет круг согласований, итоговая версия документа будет направлена первому вице-премьеру Игорю Шувалову, вице-премьеру Аркадию Дворковичу и во все профильные министерства — Минпромторг, Минэкономразвития, Минсельхоз и пр. Затем реализацию подготовленных механизмов планируют проверять каждые полгода.

В частности, в РСПП предлагают ряд «универсальных мер»: от снижения совокупной фискальной нагрузки на компании и льготы по налогу на имущество (кстати, сейчас отмена налога на имущество для нового оборудования рассматривается в Госдуме) до принятия программ адаптации российской экономики к работе в условиях ВТО с учетом региональной и отраслевой специфики и расширения субсидирования процентных ставок по кредитам.

Меры поддержки разбили по 19 секторам. Так, для защиты авто­мобилестроения предлагают ввести ряд субсидий потребителям (субсидирование ставки по автокредитам для автомобилей отечественного производства в 2013-2018 годах) и производителям (компенсация ж/д перевозок автомобилей всех категорий на расстояния свыше 1 тыс. км в 2012-2014 годах). Для ОПК — кредитование под госгарантии и увеличение доли финансирования из федерального бюджета в рамках ФЦП. Для сельхозмашиностроения, по мнению РСПП, необходимо субсидировать обновление парка техники (2 млрд руб., которые ежегодно выделяются сельхозпроизводителям недостаточно, считают в союзе). Для транспортного машиностроения планируется дать приоритет при госзакупках, а для авиастроения — создать механизмы возвратного бюджетного финансирования для отечественных проектов создания авиатехники.

В части судостроения РСПП рекомендует внести изменения в постановление правительства от 22 мая 2008 года №383 «Об утверждении правил субсидий...», чтобы расширить и продлить его действие до 2020 года. Для станкостроителей — утвердить техрегламенты, чтобы исключить ввоз низкокачественного оборудования, а для легкой промышленности — предусмотреть в бюджете на 2013-й и последующие годы средства на субсидирование процентных ставок по кредитам (на закупку сырья — 640 млн руб., на техническое перевооружение — 275 млн руб. и пр.) и дать преференции при гос­закупках и гособоронзаказе.

Чтобы помочь АПК — одной из самых уязвимых отраслей, необходимо поддержать предложения Минсельхоза по мерам «продуктово-специфической поддержки» на 96 млрд ежегодно (в текущем бюджете предусмотрено 6 млрд руб.), уверены в союзе. Кроме этого, предлагается увеличить финансирование ФЦП «Развитие села» в 2012-2013 годах на 10 млрд руб. ежегодно и продолжить программу до 2020 года.

По мнению главы комитета по экономполитике Госдумы Игоря Руденского, глобальных по­трясений от вступления в ВТО в целом россий­ский бизнес не почувствует. Вместе с тем «потенциально точечно» могут пострадать сельское хозяйство и легкая промышленность (для последней пошлины снизились с 40 до 5%). При этом Россельмашу будет выделено 2 млрд руб. на техниче­ское перевооружение, а предприятия легкой промышленности могут освободить от налога на прибыль, который предлагается пустить на модернизацию производства (соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму), подчеркнул он. Главная проблема, которая выходит на первый план, — недоступность нормальных кредитов, плюс недостаток квалифицированных кадров для защиты интересов России в ВТО и недостаточная поддержка экспорта.

Всего на поддержку отечественных отраслей промышленности в условиях их адаптации к ВТО в бюджете на 2013-2015 годы может быть заложено 5 млрд руб. ежегодно. На этом, в частности, настаивает комитет по экономической политике. Вместе с тем прямые потери бюджета от снижения импортных пошлин после вступления в ВТО могут в 2013 году составить 188 млрд руб., а в 2014-м — 257 млрд руб., подсчитывали ранее в Минэкономразвития.