Летом следующего года данные обо всех пассажирах, которые едут за границы своего региона, перевозчики обязаны будут передавать в специализированные базы. Делается это для усиления безопасности, чтобы можно было проследить путь любого человека и оперативно обнаружить подозрительную личность.

Сегодня на стр. 20 "РГ" публикует Приказ минтранса об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных.

Перевозчики начнут передавать сведения уже с июля, но они будут закрыты для простых пользователей. Из этой системы информацию смогут черпать только правоохранительные и контролирующие органы.

Ространснадзор будет осуществлять контроль за передачей данных в эту систему транспортными пассажирскими компаниями, пояснил "РГ" замглавы службы Владимир Черток.

"Если перевозчик информацию о паспортных данных и пути следования пассажира по маршруту не передал в базу, а рейс ушел, то он может понести наказание. Это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях или Уголовным кодексом в части нарушения требований о транспортной безопасности. Наказание зависит от того, что повлекло за собой нарушение по сокрытию информации о пассажирах. Если просто не были данные переданы, тогда это штрафные санкции. Или даже приостановка движения транспортного средства, по которому нет информации о пассажирах. А если были плачевные последствия сокрытия информации, тогда перевозчик попадет под уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы", - пояснил Владимир Черток.

То есть при перевозке пассажиров на дальние расстояния как авиацией и по железной дороге, так и по внутренним водным путям, по многим автобусным межрегиональным направлениям перевозчик обязан будет подавать информацию о пути следования и паспортных данных пассажиров.

Ее будут аккумулировать у себя в базах профильные агентства под минтрансом.

Возможно, в дальнейшем информацию из баз данных, которые имеют юридическую значимость, можно будет использовать при утере своего билета или для решения спорного вопроса о возмещении ущерба при страховании ответственности перевозчика за жизнь пассажира, например, по запросу суда, не исключил Черток. Хотя основная цель базы - не решение таких спорных случаев, а обеспечение безопасности на транспорте с точки зрения защищенности от актов незаконного вмешательства. К тому же финансирование создания таких баз по всем вида транспорта идет в рамках Комплексной программы по обеспечению транспортной безопасности на транспорте. А также в рамках создания Единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности.