Микрофинансовые организации (МФО) не смогут использовать одинаковые названия, говорится в законопроекте "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", текст которого размещен на сайте Минфина.

Ведомство предлагает ввести такой запрет ввиду наличия в реестре МФО большого количества организаций с одинаковым названием и "в целях дополнительной защиты потребителей микрофинансовых организаций от возможного введения их в заблуждение" организациями с идентичными наименованиями, отмечается в пояснительной записке к проекту документа.

Новые МФО не смогут использовать имена микрофинансовых организаций, включенных в реестр. А действующим микрофинансовым организациям, названия которых идентичны, предлагается дать один год на изменение своих наименований (наименования будут менять МФО, попавшие в реестр после появления в нем первой МФО с таким же именем).

В законопроекте также прописана ответственность МФО за неисполнение предписания федерального органа власти, контролирующего МФО (сейчас это Федеральная служба по финансовым рынкам). Это нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в 5-10 тыс. рублей, на юрлиц - 30-50 тыс., а повторное - штрафы в 20-30 тыс. и 50-200 тыс. рублей соответственно.

Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления документов или иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление недостоверной информации или информации не в полном объеме, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5-10 тыс. рублей, на юридических лиц - 30-50 тыс. рублей, повторное в течение года - штраф в 20-30 тыс. и 50-200 тыс. рублей.

В остальном текст законопроекта в основном повторяет версию этого же законопроекта, размещенную на сайте Минфина в марте 2012 года.

Законопроектом предлагается расширение обязанностей МФО по информированию заемщиков, во-первых, о том, что организация включена в государственный реестр, во-вторых, о полной стоимости микрозайма, указав ее на первой странице договора, порядок расчета которой будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти.

Документ предусматривает уточнение ограничения для микрофинансовых организаций на прием от не учредителей микрофинансовой организации займов в размере менее полутора миллионов рублей в целях недопущения обхода данного ограничения с помощью различных манипуляций с договором микрозайма.

Законопроект вводит требования по раскрытию в рекламе займов всех условий, определяющих стоимость займа, если такая реклама содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость. При этом законопроектом предусматривается распространение ответственности за нарушение данных требований по рекламе как в отношении рекламодателя, так и в отношении рекламораспространителя.

Предусматривается введение обязанности для микрофинансовых организаций предоставлять информацию, необходимую для формирования кредитных историй, об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия хотя бы в одно бюро кредитных историй (БКИ), включенное в государственный реестр бюро кредитных историй. При этом МФО предоставляется полугодовой период для того, чтобы они успели выбрать удовлетворяющее их требованиям БКИ и заключить с ними договора о предоставлении информации.

Усиление контроля в сфере микрофинансовой деятельности предусматривает предоставление уполномоченному органу права на исключение МФО из госреестра микрофинансовых организаций за неоднократное нарушение законодательства о противодействии легализации преступных доходов, введение обязанности для МФО по ежеквартальному представлению в уполномоченный орган отчетности и т.д.

Также законопроектом предлагает детализировать виды административных правонарушений в сфере микрофинансой деятельности, а также усилить административную ответственность за нарушение законодательства в сфере микрофинансовой деятельности - неопубликование или непредставление правил предоставления микрозаймов, нарушение экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов, осуществление микрофинансовой организацией деятельности, запрещенной законодательством о микрофинансовой деятельности.

Предполагается введение административной ответственности за использование юридическим лицом, не включенным в государственный реестр микрофинансовых организаций, в своем наименовании словосочетания "микрофинансовая организация", поскольку действующая редакция КоАП РФ не предусматривает данной ответственности.