Подмосковные власти вплотную взялись за реализацию проекта по созданию корпорации развития Московской области. Новая структура будет работать в форме открытого акционерного общества с уставным капиталом 100 млн руб., при этом все финансовое обеспечение создаваемой компании полностью ляжет на областную казну. Как выяснила РБК daily, вложенные в компанию деньги будут идти на развитие отдельных проектов, перечень которых появится в сентябре 2012 года.

С инициативой создания корпорации развития Подмосковья в конце мая текущего года выступил губернатор Московской области Сергей Шойгу. Ранее бывший министр ЧС предлагал создать корпорацию по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Идея была поддержана российским правительством, уже в апреле текущего года Минэкономразвития представило проект закона о госкорпорации. По сути, документ дает беспрецедентные права: выводит структуру из-под действия ряда федеральных законов, дает налоговые преференции и позволяет вмешиваться в ряд госмонополий. Помимо прочего, в компетенцию корпорации должны войти вопросы развития дорог, аэропортов, местной авиации, дорог, связи и т.д.

Однако до последнего момента было неизвестно, распространятся ли «дальневосточные преференции» на подмосковный аналог. На днях Мини­стерство имущественных отношений Московской области подготовило проект постановления «Об участии Московской области в создании открытого акционерного общества «Корпорация развития Московской области». Из него следует, что уставный капитал новоявленного ОАО составит 100 млн руб. с долей города 100%. «Эти средства пойдут в уставный капитал корпорации, но тратиться они будут не просто так. Правительство будет решать, на какие проекты можно выделить средства. Также планируются ГЧП-проекты с привлечением негосударственных средств. Кроме того, правительство будет выделять земли из нераспределенной собственности для крупных проектов, заниматься подведением коммуникаций и снижением налогообложения», — рассказал РБК daily депутат Мос­облдумы Никита Чаплин.

По сути, подобная схема привлечения инвестиций уже применялась в одном из подмосковных городов. Так, в Калуге была создана своя корпорация развития. «Когда мы ее создавали, мы делали ставку на развитие индустриальных парков», — рассказал замминистра экономики Калужской области Виталий Еремеев. По его словам, инвестор мог рассчитывать и на различные фискальные послабления, в том случае если вложения в проект превышали 100 млн руб. «В течение трех лет мы входили в тройку регионов, которые показывали лучшие результаты по привлечению прямых ино­странных инвестиций на душу населения. Налоговые поступления в консолидированный бюджет от предприятий «новой» экономики, пришедших в Калуж­скую область начиная с 2006 года, за 2010-2011 годы составили почти 6 млрд руб. (около 10% от общего объема)», — пояснил г-н Еремеев.

По словам экспертов, тиражирование удачного калужского опыта может столкнуться с рядом трудностей. «Что касается налоговых послаблений, то для области в целом это довольно сложно. Долги на Подмосковье висят, и немалые», — говорит директор региональных программ НИСП Наталья Зубаревич. Так, по итогам 2011 года объем областного долга составил около 106,1 млрд руб. (сократился на 40,7 млрд руб. по сравнению с началом года). Напомним, что в конце 2008 года Москов­ская область оказалась на грани дефолта. Причиной экономического провала стало разрушение финансовых схем, применяемых бывшим министром финансов МО Алексеем Кузнецовым, впоследствии объявленным в розыск.

В целом, по словам г-жи Зубаревич, Подмосковью необходимо улучшать инвестклимат, однако необходимо понимать, куда именно будут направлены средства. «Бизнес и так здесь (в Московской области) ворочается, близость и наличие рынка сбыта — очень важный плюс. Если эти деньги пойдут на развитие инфраструктуры, это хорошо. Потому что инфраструктура транспортная в ужасном состоянии. Но проблема ГЧП в том, что он плохо работает для дорожного строительства. Поэтому почти нет ГЧП в дорожном строительстве, там слишком большие риски для инвесторов. Если это пойдет в коммуналку, надо понимать, что эти день­ги не вернутся. Поэтому вопрос: куда они вообще пойдут», — говорит она.

Профессор НИУ ВШЭ Алексей Скопин настроен более критически. По его словам, обозначенная сумма слишком мизерна для решения областных проблем. «В области слишком много мелких рассредоточенных проблем. Те же дороги, канализация и т.д. Какой смысл создавать централизованную структуру для решения нецентрализованных проблем?» — задается вопросом эксперт.