Новый законопроект лишит агентства по сбору долгов возможности давить на заемщиков

Минэкономразвития подготовило законопроект, существенно ограничивающий возможность давления коллекторов на должников, — в случае его принятия должник вправе отказаться от прямого общения с коллектором. Представители коллекторских агентств убеждены, что принятие законопроекта уменьшит объемы взыскиваемых долгов. Психологи уверяют, что жесткие методы воздействия коллекторов могут нанести психическую травму должнику, поэтому поправки в законодательство, ограничивающие возможности воздействия коллекторов, должны быть приняты.

По данным Центробанка, по итогам первого квартала 2012 года объем просроченной задолженности заемщиков-физлиц перед банками составлял более 147 млрд руб. Сами банки не в состоянии справиться со своими должниками и зачастую продают свои долги с дисконтом коллекторским агентствам. Впрочем, коллекторы занимаются вышибанием не только банковских долгов — наиболее успешным является направление по возврату долгов за ЖКХ, там результативность, по данным коллекторского агентства Morgan & Stout, достигает 90%. Статистика же по банковским долгам скромнее — около 45%.

Как работает коллектор

1. Сбор всей доступной информации о должнике, изучение его имущественного и финансового положения.

2. Должнику отправляются sms-сообщения, письма на электронную и обычную почту с просьбой вернуть долг.

3. Звонки на телефон с попытками убедить должника вернуть все в ближайшее время. Как показывает практика, звонки могут быть в шесть утра, в час ночи, методично через каждый час или с интервалом в несколько минут на протяжении всего дня.

4. Обзвон друзей, родственников, начальства должника, если все предыдущие способы воздействия не имели успеха.

5. Коллектор может прийти домой к заемщику для личного общения. Здесь уже все зависит от психологического таланта коллектора — заемщик имеет полное право не пустить его в дом. Среди коллекторов есть немало людей с психологическим образованием, владеющих различными приемами воздействия на человека. Кроме того, коллекторы могут прибегать к нелегальным методам сбора долгов, рассчитанным на подавление человека.

Коллекторы могут прибегать к нелегальным методам сбора долгов, однако они всегда стараются действовать так, чтобы юридически доказать их причастность к неприятностям должника было невозможно. Например, если подростки разрисуют подъезд должника и напишут что-то оскорбительное про него, никто не сможет опровергнуть того, что это частный случай хулиганства и не более.

Минэкономразвития подготовило законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», который дает должнику право отказаться от личного общения с коллекторами. То есть фактически в арсенале легальных средств воздействия на должника останется п. 2. Коллекторские агентства считают такую норму достаточно однобокой: «У нас о недобросовестном заемщике все думают, все жалеют, все озабочены тем, как помочь ему избежать законных требований кредиторов. Подобная ситуация однобока и недопустима. Заемщик, взявший на себя финансовые обязательства, обязан их выполнить», — говорит гендиректор Morgan & Stout Димитриос Сомовидис.

В тексте закона будет прописана процедура отказа должника от личного и телефонного общения с коллектором. Эксперты считают, что если человек пройдет все эти формальные процедуры, он изначально «недоговороспособен». «На него не повлияют никакие досудебные инструменты, — такое мнение высказал в беседе с «МН» специалист одного из долговых агентств, — но доля таких должников вряд ли превысит 10%». Если законопроект будет принят с учетом введения ограничения на коммуникацию с должником, качество взыскания, несомненно, ухудшится, полагает в свою очередь Сомовидис.

Психологи уверены, что в целях обеспечения психического здоровья граждан законопроект Минэкономразвития стоит принять. "Коллекторское воздействие может причинять дискомфорт и наносить травмы в зависимости от чувствительности того или иного человека — как минимум возникают нарушения сна, если рано утром или поздно вечером идут звонки", — говорит психотерапевт Владимир Снигур. Разговоры на повышенных тонах могут приводить к депрессиям, неврозам, тревожным состояниям, полагает специалист. «Иногда методы коллекторов напоминают некоторые способы психологического воздействия в местах не столь отдаленных, тут грань достаточно тонкая. Наши законы созданы для того, чтобы защищать не только банки, но и людей, которые пользуются их услугами. Даже если они сделали что-то неправильное и оказались должны, это не значит, что нужно воздействовать на их здоровье. Они имеют право на защиту своей личной жизни и своего психического здоровья», — говорит Снигур.