Глава ЦБ Сергей Игнатьев отчитался перед депутатами о вступлении в ВТО, ставках по кредитам и антикризисных мерах

Политики ослабления рубля, как и других мер поддержки российских экспортеров после вступления в ВТО, не будет, заявил депутатам Госдумы в ходе «правительственного часа» глава ЦБ Сергей Игнатьев. Зато реальный сектор экономики ожидает снижение ставок по кредитам — сейчас они находятся на уровне максимума, уверен Игнатьев. Несмотря на угрожающие цифры оттока капитала $42 млрд за четыре месяца этого года, Игнатьев успокоил депутатов заверениями, что страна готова к кризису гораздо лучше, чем в 2008 году. «Готовы лучше, но капитал бежит», — констатировал он.

Игнатьев подготовил свою информацию для Госдумы в ответ на заранее подготовленные вопросы депутатов. Однако поступление в нижнюю палату парламента годового отчета Центробанка ожидается только 17 мая, на следующий день после выступления Игнатьева, и многие депутаты высказали свое недоумение тем, что задать свои вопросы непосредственно по документу они Игнатьеву своевременно не смогут.

Озабоченных будущим вступлением России в ВТО Игнатьев не обрадовал — в ответ на вопрос депутата Михаила Емельянова («Справедливая Россия») он пообещал, что ослабления рубля ради поддержки конкурентоспособности российских производителей не будет. «Плавное ослабление рубля может привести к росту инфляции», — сказал он и посоветовал ситуацию вокруг ВТО не драматизировать, потому что вступление в эту организацию «в интересах всей российской экономики, даже если кто-то что-то временно и потеряет, эти потери небольшие и неочевидные даже».

Позитивной новостью для реального сектора экономики стало прогнозируемое Игнатьевым снижение процентных ставок по кредитам: по его словам, именно политика, направленная на снижение инфляции, поможет добиться этого эффекта. Сейчас, по словам Игнатьева, ставки достигли локального максимума и далее будут только снижаться.

Рост же ставок был обусловлен в том числе оттоком капитала. За четыре месяца 2012 года он достиг гигантских размеров — $42 млрд. По итогам года эта цифра явно превысит $80,5 млрд — именно столько было вывезено из страны в 2011-м. Отток идет по разным каналам — это и рост иностранных активов российских банков ($62 млрд на 1 мая 2012 года, это много, признал Игнатьев), и вывод средств иностранными инвесторами с российского фондового рынка, а также объем инвестиций в зарубежную недвижимость — в 2011 году он превысил $12 млрд.

Данные об утечке капиталов вызвали резкую реакцию фракции КПРФ: «Эта проблема перешла уже в политическую плоскость и будет обостряться до тех пор, пока у нас в стране так называемая стабильность будет обеспечиваться с помощью фальсификации выборов и полицейских зачисток», — сказал коммунист Борис Кашин. Он потребовал разобраться с непрозрачностью деятельностью крупнейших банков, таких как ВТБ и ВЭБ, а также национализировать Сбербанк. Вряд ли к такой рекомендации прислушаются наверху: напротив, как сказал Игнатьев, Банк России продолжает консультации с правительством относительно планов продажи 7,6% акций Сбербанка в 2012 году.

Представители других фракций также не нашли серьезного взаимопонимания с Игнатьевым. Так, идея фракции ЛДПР об ограничении операций с наличными деньгами лимитом в 50 тыс. руб. была раскритикована главой ЦБ. По его мнению, 50 тыс. — это слишком мало, а в борьбе с коррупцией перевод денежного оборота в безналичную сферу не поможет. «Откаты чиновникам не только в чемоданах приносятся, а даже в большей степени путем безналичных переводов куда-нибудь в иностранный банк на счет офшорной компании», — сказал он.

Самым оптимистичным заявлением Игнатьева стал тезис о том, что банковская система России и страна в целом готовы к новому кризису лучше, чем в 2008 году. «Сейчас у нас гибкий валютный курс, поэтому реакция на внешние шоки будет более быстрая и сбалансированная, мы сейчас лучше готовы к любым испытаниям, у банковской системы есть инструментарий, мы знаем, что и как делать», — сказал Игнатьев. Впрочем, за счет чего конкретно будет преодолеваться новый кризис, неясно. Депутаты не верят в эффективность размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а ведь именно благодаря этой финансовой подушке удалось преодолеть кризисные явления 2008-2009 годов. «По данным Счетной палаты, доход от размещения средств Резервного фонда с 15 января 2011 года по 15 января 2012 в рублевом эквиваленте составил 1,5%. Спрашивается — кто на этом заработал? С 15 января по 31 марта убытки по курсовой разнице составили 75 млрд руб. Либо кто-то на этом зарабатывает, либо человеку просто наплевать на то, как работают государственные средства. За свои деньги уже давно пинками бы выгнали того, кто так эффективно размещает эти средства», — выразил свои эмоции Максим Рохмистров (ЛДПР).