Как стало известно РБК daily, Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) направит в Кремль и Белый дом пакет предложений по защите прав застрахованных. В НАПФ надеются, что это позволит резко сократить случаи отказа ПФР в переводе средств из одного фонда в другой, а также уменьшить случаи фальсификации документов. В числе предложений введение уголовной ответственности для мошенников, подача заявлений о переходе через портал госуслуг и ограничение количества переходов из фонда в фонд.

В 2011 году более 5 млн человек изменили способ управления своими пенсионными накоплениями. При этом более 1 млн граждан в переходе было отказано. В НАПФ посчитали, что такая статистика прямо свидетельствует о несовершенстве законодательной базы, из-за чего не только страдают пенсионеры и наживаются мошенники, но и несут ущерб негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

«НАПФ неоднократно на протяжении последних трех лет обращалась в министерства и ведомства с предложением комплексных мер по минимизации рисков нарушений прав граждан. Однако, несмотря на все предложения сообщества и прямое поручение председателя правительства №ВП-П12-5003 от 19 июля 2011 года, Минздравсоцразвития не предприняло никаких шагов для ликвидации объективных условий для мошеннической деятельности, ограничившись лишь недавними предложениями облагать НПФ огромными штрафами либо вообще прекращать их деятельность даже по одному факту мошеннических дей­ствий», — сетует президент НАПФ Константин Угрюмов.

Чтобы переломить ситуацию, представители НАПФ решили направить напрямую в Кремль и Белый дом предложения по правкам в нормативные документы, определяющие климат на рынке пенсионного страхования.

На суд президента и премьера будет представлено семь нововведений. В качестве эффективного механизма борьбы с мошенниками предлагается ввести уголовную ответственность для тех, кто подделывает документы, необходимые для выбора страховщика. «Сейчас подобная квалификация преступного деяния законодательно не прописана и преступники остаются безнаказанными, даже если их имена известны», — говорит г-н Угрюмов.

Одновременно предлагается законодательно закрепить норму, согласно которой переход из одного НПФ в другой будет совершаться лишь при личном обращении будущего или «действующего» пенсионера в ПФР. При этом передача реестров из ПФР в НПФ о поданных заявлениях должна происходить в течение месяца после подачи заявления. «Такой порядок перехода станет просто экономически невыгоден мошенникам, — объясняет президент НАПФ. — Если же случай мошенничества произошел, мы предлагаем рассматривать претензии граждан в досудебном порядке с последующим признанием договора об ОПС недействительным».

Чтобы излишне не забюрократизировать систему, НАПФ планирует дать возможность гражданам подавать заявление на перевод накоплений с помощью портала госуслуг. Однако подать само заявление можно будет лишь один раз в год, по аналогии с обязательным медицинским страхованием (сейчас можно подавать неограниченное количество заявлений, из которых удовлетворяется только последнее).

Кроме этого НАПФ предлагает отказаться от оплаты услуг НПФ по заверению подписей застрахованных лиц, а также либерализовать систему ОПС — достаточно будет подписать заявление, в котором гражданин подтвердит свое согласие с условиями страхования.

Эксперт Института им. Е.Т. Гай­дара, участник группы «Стратегия-2020» Владимир Назаров оценивает предложенные меры как «точечные, но вполне логичные». По его мнению, самым действенным механизмом станет возможность уголовной ответственности для «пенсионных мошенников». «Постоянные мошеннические скандалы явно не идут на пользу накопительной системе», — считает он.

По словам г-на Назарова, ограничение количества переходов до одного в год тоже не лишено смысла: «Люди слабо разбираются в инвестиционных стратегиях, вряд ли кто-то может дотошно отслеживать стратегии НПФ и переходить несколько раз в год».