Поправки в проект нового Гражданского кодекса согласованы, говорят участники финального совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Принцип пропорциональности в управлении компаниями и ограничения по сделкам с условием сохранены.

Разработчики поправок в Гражданский кодекс провели заключительное совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова, на котором согласовали последние вопросы, касающиеся юридических лиц. «У Шувалова согласовали вопросы по принципу пропорциональности и по сделкам с условием», — рассказал «Газете.Ru» участник совещания.

Новая редакция Гражданского кодекса разрабатывалась с ноября 2010 года советом по кодификации гражданского законодательства. Поправки готовили семь рабочих групп. Среди разработчиков выступали и судьи Высшего арбитражного суда (ВАС).

Но между разработчиками возникли разногласия по принципиальным вопросам, в частности по размеру уставных капиталов юридических лиц.

В марте президент Дмитрий Медведев поручил правительству, Совету по кодификации гражданского законодательства и Высшему арбитражному суду (ВАС), подготовившим пакет поправок, урегулировать спорные моменты в сфере корпоративных решений. Разногласия возникли между разработчиками — юристами совета и ВАС, с одной стороны, и Минэкономразвития и бизнесом — с другой. Последние считали, что ряд положений проекта нового ГК ограничивают свободу предпринимателей и ведут к снижению деловой активности. Так, разработчики предлагали в сотни раз увеличить минимальный уставный капитал компаний, возродить институт правовой экспертизы при регистрации устава юрлиц. Против этого высказался и Медведев: это, по его словам, противоречит идее создания Международного финансового центра в Москве. Споры возникли и по поводу принципа пропорциональности при управлении компанией, по нотариальному удостоверению корпоративных решений и по сделкам с условием.

Часть вопросов согласовали на первом совещании у Шувалова, которое прошло 6 апреля. Тогда было принято решение сохранить размер минимального уставного капитала на прежнем уровне: для ООО и непубличных АО — 10 тысяч рублей, для публичных АО — 100 тысяч рублей, но с поправкой, что вносить капитал можно только деньгами, подтвердил в начале недели помощник президента Аркадий Дворкович. Кроме того, вместо экспертизы уставов создадут базу данных директоров фирм-однодневок.

На заключительном совещании 13 апреля разработчики ГК смогли отстоять некоторые позиции. Было принято решение сохранить принцип пропорциональности, согласно которому объем прав совладельцев компаний определяется в соответствии с их долями. Другими словами, возможности совладельцев договариваться об управлении ограничиваются. «Мы согласовали с осторожной формулировкой: принцип пропорциональности сохраняется, кроме тех случаев, если это предусмотрено законом или уставом юридического лица», — рассказывает участник совещания.

Сохранили и положение по сделкам с условием: «Сделка не может быть совершена под условием, наступление которого исключительно или преимущественно зависит от воли одной из сторон сделки, если иное не установлено законом или не вытекает из существа сделки».

«Другими словами, действия человека не могут быть включительным условием сделки», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».

Ранее представители ВАС объясняли, что вносимая поправка не запрещает сделки с условием, но запрещает формулировки наподобие «я буду возвращать заем, если захочу».

«Все вопросы в корпоративной части сняты. На данный момент остались формальности», — сказал собеседник «Газеты.Ru». «На словах мы все согласовали, сейчас будем согласовывать текстовый документ», — подтвердил другой участник совещания. В секретариате Шувалова отказались от комментариев. Но у разработчиков еще есть время: Медведев поручил представить проект к 15 апреля, в этот же день должна была состояться встреча с президентом, но совещание перенесли, поскольку президент до 17 апреля находится с визитом в Восточную Азию, на саммит БРИКС, и в Гонконг.

Сохранение принципа пропорциональности не дает бизнесу преимуществ, признают эксперты. «Иностранное законодательство дает такие преимущества, оно дает разные инструменты для бизнеса в зависимости от роли владельцев компании, а не размеров их доли в уставном капитале. Ведь кто-то заходит в компанию с деньгами, кто-то с опытом и технологическими наработками, доли у совладельцев разные, но ведь все зависит от той роли, какую они играют в развитии компании», — объясняет управляющий южной дирекцией Vegas Lex Максим Григорьев. «Какие-либо ограничения или изъятия из общего принципа, которые оговариваются в новой формулировке, могут быть установлены в отношении миноритариев, которые не могут влиять на принятие конечных управленческих решений, но в силу своего статуса могут инициировать какие-либо управленческие или ревизионные процедуры (например, созыв внеочередного собрания, в том числе с целью проведения ревизионной проверки) и, соответственно, тормозить какие-либо решения компании», — добавляет управляющий партнер ГК «Налоговый щит» Владислав Брызгалин.

Недовольны юристы и формулировкой сделки с условием. «Она размыта, не дает понимания, какие сделки будут разрешены», — говорит Григорьев. «Традиционно в теории права выделяются три признака обстоятельства сделки с условием: оно должно относиться к будущему, не важно, наступит оно или нет, и его наступление должно быть возможным. Наличие еще одного признака обстоятельства как условия сделки — независимости его от воли сторон — является спорным, поскольку прямого запрета на это статья 157 ГК в действующей редакции не содержит», — объясняет Брызгалин. По его словам, с одной стороны, поправка ограничит использование конструкции условных сделок для возможных манипуляций с целью установить или прекратить те или иные права и обязанности, но, с другой, это положение может поставить под сомнение легитимность некоторых договорных конструкций, которые бизнес успешно использует. «Например, предоставление размера скидки и определение цены товара при достижении торговой сетью определенного объема закупки товара — ведь объем закупок зависит от воли покупателя», — говорит Брызгалин.