Власти ЕС официально объявили условия стресс-тестов, которым повторно подвергнутся 90 крупнейших европейских банков. Основным отличием от прошлогодней проверки, которая подверглась критике за недостаточную объективность, является ужесточение требований к основному капиталу банков.
Как говорится в заявлении Европейского банковского управления (EBA), при проведении новых стресс-тестов коэффициент оценки капитала первого уровня должен составлять не менее 5% при неблагоприятном развитии ситуации. Как заявил в минувший четверг на пресс-конференции в Дублине заместитель председателя EBA Томас Уэртас, неблагоприятный сценарий будет рассчитываться исходя из возможности снижения роста ВВП ЕС на 4% меньше прогнозируемого. В прошлом году неблагоприятный сценарий допускал замедление роста ВВП ЕС на 3%, а минимально допустимый коэффициент оценки основного капитала первого уровня банков при таком сценарии составлял 6%. Однако в этом году требования европейских властей к капиталу первого уровня при тестировании ужесточились. В отличие от прошлой проверки в ходе нынешней при расчете капитала первого уровня не будут учитываться гибридные инструменты, включая привилегированные акции. Кроме того, в результатах тестов будет отдельно учитываться доля государственных средств поддержки в капитале первого уровня, хотя она и будет признаваться частью такого капитала.
Осенью прошлого года результаты стресс-тестов банков подверглись жесткой критике из-за либерального подхода к оценке банковских рисков. Так, последние стресс-тесты не прошли лишь семь банков: пять из Испании, один из Германии и один из Греции. Ирландские банки Bank of Ireland и Allied Irish продемонстрировали в ходе июльской проверки положительные результаты, но спустя уже несколько месяцев им понадобилась срочная многомиллиардная помощь со стороны государства.
Результаты нынешних стресс-тестов должны быть опубликованы к концу июня. Эксперты указывают, что новые критерии оценки достаточности капитала могут привести к тому, что дополнительное привлечение капитала может понадобиться ряду немецких земельных банков, например NordLB, где привилегированные акции и другие гибридные инструменты учитываются в качестве капитала первого уровня.