Схема вывода активов из банков через использование фиктивных ценных бумаг, практиковавшаяся предпринимателем Матвеем Уриным, большинство банков которого лишилось лицензий в конце прошлого года, становится популярной у не связанных с ним банкиров.

За последнее время схемы, выявленные в обанкротившихся банках господина Урина, переняли сразу несколько кредитных организаций.

В пятницу стало известно о том, что ЦБ ввел запрет на привлечение средств граждан во вклады для дальневосточного Востокбизнесбанка, который до октября прошлого года являлся "дочкой" Транскредитбанка (ТКБ), а потом был выкуплен у ТКБ миноритариями. Столь серьезные санкции ЦБ применяет к банкам лишь в экстренных случаях. Востокбизнесбанк испытывает трудности с ликвидностью и не исполняет обязательства перед клиентами, не скрывают в самом банке. В последнее время запрет на прием вкладов наиболее активно вводился ЦБ в отношении банков предпринимателя Матвея Урина.

При этом изменения в отчетности Востокбизнесбанка после утраты им связи с ТКБ очень напоминают те, что наблюдались в отчетности банков, приобретавшихся в интересах предпринимателя Матвея Урина, большая часть которых уже обанкротилась. В частности, банкротами стали Славянский банк, Традо-банк, Донбанк, Уралфинпромбанк, банк "Монетный дом" и Русско-германский торговый банк. Для действующего Соцгорбанка, который, по информации участников рынка, также связан с господином Уриным, но официально категорически это отрицает, ЦБ ввел запрет на прием средств граждан.

Отработанная Матвеем Уриным схема маскировки дыр в банковских балансах все активнее тиражируется другими банкирами. Ее же использовал лишившийся лицензии в марте этого года не связанный с Матвеем Уриным Мультибанк — очередной неудачный банковский проект экс-владельца "Электроники" Владимира Романова.

Пресечь распространение в банковской системе схемы, которая обошлась государству в миллиарды рублей, может привлечение лиц, ее использовавших, к реальной уголовной ответственности, чего пока не происходит, предупреждают эксперты.