Интрига вокруг закона о госзакупках постепенно сходит на нет. За четыре дня до истечения срока президентского поручения о модернизации 94-ФЗ Дмитрий Медведев вмешался в министерский конфликт по закону о госзакупках и напомнил профильным ведомствам о необходимости разработки единого консолидированного проекта.
За основу обновленной версии документа будет взят ныне действующий закон о госзаказе. Как поясняют эксперты, теперь между ФАС и МЭР развернется борьба «за детали».
Вчера президент во время видеоконференции с правительством и регионами потребовал доклад о том, как идет разработка законодательства, повышающего эффективность системы госзакупок. Соответствующее поручение было дано в начале декабря прошлого года сроком до 1 апреля.
Подчеркнув резонансность и коррупционность проблемы, глава государства отметил, что стране нужны «внятные, прозрачные и эффективные правила действия в сфере проведения закупок». «Это касается планирования обеспечения государственных нужд, обоснования начальных цен закупок, управления исполнением контрактов, мониторинга этих контрактов», — пояснил Дмитрий Медведев.
Главная интрига последнего месяца, заключающаяся в том, кто в итоге — ФАС или Минэкономразвития — станет «родителями» обновленного госзакупочного законодательства, на прошлой неделе разрешилась сама собой. На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было решено, что оба ведомства будут работать единым фронтом.
Точку в вопросах лидерства поставил президент. «Хочу, чтобы вы подготовили единый консолидированный документ. Все разногласия, персональные какие-то вещи, личный пиар отложите в сторону», — поручил Дмитрий Медведев.
С конкретным фронтом работ ведомства уже определились. Как объяснил вчера на заседании «Делового клуба» РИА Новости замруководителя ФАС Андрей Цариковский, идеологических различий между концепциями МЭР и ФАС практически нет. Основная работа будет заключаться в разработке поправок к 94-ФЗ.
Однако, чтобы не терять время, параллельно к закону о госзакупках будут «цеплять боковички». К примеру, решено урегулировать вопрос с обоснованием начальной цены, а также ввести «некий квалификационный момент» в закупках НИР и НИОКР (экспертные советы, количество публикаций, индекс цитируемости). По словам г-на Цариковского, предложения в виде законопроекта будут представлены уже к концу года.
Между тем идея ФКС от Минэкономразвития также не будет отложена в долгий ящик. Как заявила вчера глава МЭР Эльвира Набиуллина, к 1 апреля концепция ФКС будет направлена президенту Медведеву вместе с докладом правительства. «Если подходы будут одобрены, мы полагаем, что до конца лета мы могли бы подготовить уже конкретные поправки в законодательство. Но, на наш взгляд, требуется еще и общественная дискуссия», — подчеркнула она.
«Концептуальных разногласий по проекту не осталось, у нас остались некоторые опасения, которые мы к 1 апреля отработаем», — сообщил вице-премьер Игорь Шувалов, добавив, что к 1 сентября будет подготовлен законопроект, который решит все вопросы.
По мнению эксперта Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексея Шестоперова, путь эволюционного развития (то есть постепенной модернизации существующего 94-ФЗ) госзакупочного законодательства самый логичный. «Если говорить о двух концепциях, то основное противоречие заключалось в принципе добросовестности заказчиков. В остальном они похожи», — говорит он. Однако если взять за основу сценарий МЭР и расширить права заказчиков, злоупотреблений и воровства будет больше, чем сейчас.
«Между тем у эволюционного пути тоже есть свои риски: нужно ставить жесткие сроки и следить за их исполнениями, иначе эволюционными изменениями можно заниматься постоянно и результата не получать», — считает эксперт. По его словам, определившись с общим направлением работы, ФАС и МЭР будут отстаивать свои позиции по конкретным деталям.