На прошлой неделе обострились споры чиновников и предпринимателей о том, как лучше изменить систему госзакупок в России. К дискуссии неожиданно подключились Всемирный банк и Счетная палата, глава которой Сергей Степашин заявил, что закон о госзакупках (94-ФЗ) "латать больше нельзя".

Напомним, с 1 января 2010 года вступила в силу новая редакция закона 94-ФЗ, из которого были вычеркнуты многие положения закона в редакции 2008 года, вызывавшие критику участников торгов. В частности, отменялись предквалификация, двухэтапные конкурсы и запрос котировок. Торги должны проводиться только в электронном виде, а основным критерием отбора победителя стала предложенная цена. За этим немедленно последовали протесты, прежде всего научных учреждений, больниц, школ. Претензии таковы. Режим электронных госзакупок делает крайне сложными неформальные договоренности госзаказчика с поставщиками и ограничивает возможность заказчика получить требуемый товар или услугу в короткие сроки. Так, раньше учреждения могли делать закупки на сумму не более 100 тыс. руб. без конкурса, а потому сроки поставок составляли максимум три месяца. Теперь любую закупку нужно производить по конкурсу, и сроки поставок в ряде случаев выросли до полугода.

По замыслу Минэкономразвития (МЭР), закон о госзакупках должна сменить масштабная новация — закон о федеральной контрактной системе (ФКС). Особое внимание в концепции ФКС уделено волнующей налогоплательщиков теме — закупке чиновниками на бюджетные деньги предметов роскоши. Как заявил замглавы МЭР Алексей Лихачев, концепция ФКС четко регламентирует, какие автомобили должны закупаться для должностных лиц, а также какого класса и какой ценовой категории мебель должна стоять в кабинетах чиновников. Кроме того, ФКС предполагает на этапе планирования и прогнозирования закупок определить реестр государственных и муниципальных нужд, причем изменения должны быть жестко регламентированы. Фактически ФКС предполагает тотальный и дорогостоящий контроль процедуры госзакупок. Концепцию ФКС, уверяет замглавы МЭР, поддерживают все ведомства страны, за исключением Федеральной антимонопольной службы и Министерства финансов. "ФАС против, Минфин сомневается",— уточнил Лихачев.

Неожиданную поддержку МЭР обрело в лице Всемирного банка и Счетной палаты. Глава представительства Всемирного банка в РФ Педро Альба назвал неэффективным механизм "обратных аукционов, когда подрядчик выбирался в зависимости от наименьшей цены, которую мог предложить", поскольку это повышает госзатраты, не обеспечивая хорошего качества исполнения контрактов. "Наша позиция однозначная: 94-й закон латать больше нельзя",— заявил вслед за Альбой глава Счетной палаты Сергей Степашин. Он считает, что для РФ "пришло время перехода на контрактную систему", подобную той, которую использует "весь цивилизованный мир — и Европа, и США". "Мы всячески поддерживаем в этом плане инициативу Минэкономразвития",— сообщил руководитель СП РФ.

Однако представители малого и среднего бизнеса, похоже, довольны отредактированным 94-ФЗ. "Мы против переписывания закона",— сообщил глава организации предпринимателей "Опора России" Сергей Борисов. По его мнению, действующий закон эффективно работает. В частности, он назвал прогрессивной норму, по которой до 20% госзакупок должно производиться у предприятий малого или среднего бизнеса.