Министерство финансов РФ представляет сегодня на заседании президиума правительства РФ проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 22 июня 2007 года N116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение".

Статьей 15.25 КоАП установлены основания привлечения к административной ответственности резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Анализ судебной практики в сфере исполнения законодательства об административных правонарушениях показал, что в настоящее время в нормативном правовом регулировании применения административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ имеются положения, вызывающие возникновение различных подходов к квалификации противоправных деяний (действий или бездействия) лиц (субъектов), осуществляемых в нарушение валютного законодательства страны. Это осложняет правоприменительную деятельность органа валютного контроля, его территориальных органов, агентов валютного контроля, а также судов при рассмотрении ими административных дел в сфере обжалования решений о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ.

Судебная практика и мнение органов прокуратуры свидетельствуют о невозможности привлечения в целом ряде случаев к административной ответственности при нарушении положений валютного законодательства.

Трудности с применением мер административной ответственности за неисполнение требований валютного законодательства РФ касаются, в частности: получения от нерезидентов наличных денежных средств в оплату товаров, выполнения работ, оказания услуг; расчетов при осуществлении валютной операции между резидентом и нерезидентом без использования банковского счета; купли-продажи иностранной валюты, минуя уполномоченные банки; осуществления сделки по займу между резидентом и нерезидентом в иностранной валюте, минуя счета в уполномоченном банке; вывоза с территории РФ наличной иностранной валюты или валюты РФ в сумме, превышающей 10 тыс. долл.

За 2009 год Росфиннадзор получил от Центробанка, ФТС, ФНС России около 2 тыс. сообщений о деяниях, представляющих нарушения валютного законодательства РФ, но не подпадающих под действие части 1 статьи 15.25 КоАП.

В этой связи законопроектом предусматривается административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть запрещенных валютным законодательством РФ либо осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, в том числе купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки; осуществление валютных операций, расчеты по которым проведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством; вывоз из страны наличной иностранной валюты и (или) валюты России в части, превышающей разрешенную к вывозу сумму; осуществление валютных операций, расчеты по которым проведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории страны, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

Кроме того, законопроектом предлагается уточнить статью 15.25 и часть 3 статьи 3.5 КоАП, исключив ответственность за нарушение порядка использования специального счета и /или/ резервирования, а также упоминание суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и /или/ зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, предусматривающее установление размера административного штрафа, поскольку аналогичные нормы федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (статьи 7 и 8) действовали до 1 июля 2006 года и до 1 января 2007 года соответственно.

Федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" положение федерального закона, касающееся порядка перемещения внутренних ценных бумаг в документарной форме (часть 5 статьи 15), утратило силу. В этой связи из КоАП исключается ответственность за нарушение указанного порядка (часть 7 статьи 15.25).

Законопроектом предусматривается, что настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования, что необходимо для ознакомления с его содержанием граждан, должностных лиц и юридических лиц, должностных лиц органа валютного контроля и должностных лиц агентов валютного контроля, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, а также судей.