Вступивший в силу год назад закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" может быть существенно доработан. Варианты возможных изменений обсуждались на "круглом столе", который прошел вчера в Госдуме. Впрочем, уже сегодня можно сказать, что правка закона вызовет не меньше споров, чем и его подготовка. В свою очередь, участники рынка заявляют о том, что принятие поправок, вероятнее всего, ухудшит их и без того осложнившееся положение.

Напомним, что задача принятого в результате долгих споров правительства, депутатов и ритейлеров закона состоит в том, чтобы ограничить рост цен на товары, и в первую очередь на продукты питания. Для этого определенные ограничения были возложены на торговые сети. В частности, устанавливаются сроки расчета ритейлеров с поставщиками - от 10 до 45 календарных дней - без указания конкретных товаров, ссылаясь только на срок их годности. Документ также запрещает ритейлерам включать в договор поставок любые вознаграждения от поставщиков, кроме одной объемной скидки в размере максимум 10% от закупочной цены товара. Закон вводит запрет на открытие новых торговых площадей в Москве и Санкт-Петербурге, городских округах и муниципальных районах, если доля этих компаний в розничном обороте продовольственных товаров превышает 25%. Правительство вправе устанавливать государственное регулирование цен и наценок на отдельные товары. При этом если в течение 30 календарных дней рост цен на отдельные виды социально значимых товаров превысит 30%, правительство может устанавливать на них предельно допустимые цены на срок до 90 календарных дней.

Впрочем, законодательная инициатива не достигла своей цели. Цены на товары продолжают расти. Так, по данным Росстата, только за неделю с 12 по 17 января этого года цены на продукты питания выросли на 0,6%. Больше всего подорожала плодоовощная продукция. В среднем цены на нее поднялись на 2,4%. По мнению исполнительного директора ассоциации розничной торговли Ильи Белановского, не последнюю роль в этом росте сыграл и не совсем логичный закон.

"При принятии закона у нас не было иллюзий, что он станет исчерпывающим документом, решающим все вопросы в сфере торговли. Сегодня очевидно, что работать по теме развития торговли придется еще долго. Открытым остается вопрос о том, следует ли расширять сферу применения закона", - пытался защитить документ заместитель председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Андрей Голушко.

Заинтересованные ведомства намерены усовершенствовать документ. Федеральная антимонопольная служба уже подготовила и разместила подготовленные поправки на своем сайте. В частности, ФАС намерена ограничить ритейлеров в открытии и покупке новых магазинов. Как пояснил начальник управления социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, покупка новых сетей не будет разрешаться и если доля ритейлера уже превышает 25% в определенном регионе, и если она достигнет этого показателя по результатам сделки. "Если у вас 24% на рынке и вы покупаете компанию с 75%, вам антимонопольный орган сегодня отказать не вправе", - заявил Тимофей Нижегородцев.

Еще одно предложение по усовершенствованию закона - повышение до 35% порога доминирования торговых сетей в малых городах с численностью населения до 100 тыс. жителей. По словам директора департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга Олега Сазанова, ведомство изучает возможность подобного повышения. Что касается действия этой нормы в отношении малых и сельских населенных пунктов (условно менее 5 тыс. человек), Олег Сазанов отметил, что вопрос о пороге доминирования стоит рассмотреть отдельно. В этой связи он упомянул, что антимонопольное законодательство дает ответ в виде регулирования доминирования. "Вы можете иметь долю до 35%, а, может быть, и выше по согласованию с регулятором", - заявил.Сазанов.

Впрочем, Министерство промышленности и торговли дает понять, что спешки при подготовке изменений не будет. Как ранее пояснял чиновник, перед Минпромторгом стоит задача к концу мая 2011 года подготовить предложения по возможному совершенствованию торгового законодательства, включая закон о торговле. Также он отметил, что потребуется наработать и проанализировать практику реального наказания за неисполнение закона о торговле. Соответствующие поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях начали действовать с января 2011 года.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров заявил о том, что обсуждение третьего антимонопольного пакета, в котором будем рассматривать вопрос ценообразования до попадания в торговлю, планируется начать через месяц. Тем не менее, по словам депутата, государство должно жестко работать в рыночной экономике и не подменять собой рынок, занимаясь прямым регулированием цен. "Никакая Федеральная антимонопольная служба за бизнес работать не может - нужно развивать конкурентную среду. У нас всего 1% земли в рыночном обороте, там нет соответствующих инвестиций, рынка, условий. Государство активно поддерживает сельскохозяйственную отрасль, но без решения базовых проблем обеспечения деятельности рынка ничего не получится. Пора начать решать эту проблему серьезно. Стабилизация цен должна проводиться рыночными механизмами, в конкурентной среде, а не указанием сверху", - уверен Евгений Федоров.

В свою очередь, и представители торговых сетей также подготовили свои предложения по усовершенствованию законодательства. По мнению Ильи Белановского, если новые поправки вступят в силу, то вряд ли это положительно скажется на развитии розничной сетевой торговли в регионах. "Заблуждение считать, что если в регионе розничная сеть достигла порога развития, то туда сразу же идут другие игроки. Поправки ухудшают конкурентную среду, Мы готовы к диалогу, но наши просьбы провисают в воздухе", - уверен Илья Белановский. А председатель правления Роспродсоюза Максим Протасов не без горечи заметил, что для того, чтобы деятельность бизнеса была более эффективной, в стране должен быть другой деловой климат.