Apple, Amazon.com и Berkshire Hathaway возглавили тройку самых уважаемых компаний мира, по версии журнала Barron's. Уважение инвесторов потеряли Toyota из-за многочисленных отзывов автомобилей, BP из-за аварии в Мексиканском заливе и Goldman Sachs из-за обвинений в мошенничестве. «Роснефть», Сбербанк и «Газпром» в хвосте рейтинга из-за слабого управления и коррупции.

Самой уважаемой компанией в мире, по мнению инвесторов и бизнесменов, опрошенных журналом Barron's, стала Apple. Она возглавила рейтинг второй год подряд. Инвесторы считают, что компания Стива Джобса «не боится следовать за мечтой», «мужественная», «инновационная» и обладает «сильной корпоративной культурой», которая способствует «постоянному выполнению» задач.

Впервые журнал Barron's попросил инвесторов и профессиональных менеджеров высказать свое мнение о 100 крупнейших компаниях (на основании капитализации фондового рынка на конец года) семь лет назад. Рейтинг-2011 был построен на ответах 92 инвесторов в США — от собственников малых консалтинговых фирм до инвестиционных директоров, управляющих миллиардами долларов в крупных компаниях. Участникам предложили выбрать один из вариантов ответа, наиболее точно отражающий отношение к каждой компании: «высоко уважаю», «уважаю», «уважаю в некоторой степени» и «не уважаю», перечислив наиболее важные факторы для выбора оценки.

В тройку лидеров кроме Apple вошли интернет-магазин Amazon.com, поднявшийся на восемь позиций с 10-го места, и компания Уоррена Баффета Berkshire Hathaway, поднявшаяся на третье место с пятого.

В первой десятке самых респектабельных одни американские компании: IBM, McDonald's, Google, 3M, Coca-Cola, PepsiCo, Procter&Gamble. Самой уважаемой компанией за пределами США стала швейцарская Nestle, занявшая 19-е место.

Уважение инвесторов потерял американский медицинский гигант Johnson&Johnson, на протяжении семи лет занимавший первое или второе места. В этом году компания скатилась на 25-е место из-за проблем с контролем качества в компании, отмечает Barron's. Ухудшила свои позиции и японская Toyota, занявшая 47-е место в отличие от 6-го в прошлом году на фоне многочисленных отзывов разных моделей автомобилей из-за технических неисправностей. Упал в глазах инвесторов и американский банк Goldman Sachs: он впервые появился в рейтинге в прошлом году, а теперь спустился с 30-го места на 66-е после обвинений в мошенничестве с ценными бумагами и предоставлении клиентам ложной или неполной информации.

После аварии в Мексиканском заливе потеряла свои позиции и британская BP, опустившаяся с 47-го места на 95-е. В самом хвосте списка также оказались Citigroup (96-е место) и Banc of America (97-е место). Замыкают рейтинг три российские госкомпании — «Роснефть», Сбербанк и «Газпром», занявшие 98-е, 99-е и 100-е места соответственно.

Три лидера отечественного бизнеса традиционно в самом хвосте списка: американские инвесторы отзываются о них неуважительно из-за плохого управления, а также коррупции и игнорирования принципа верховенства закона в России, пишет Barron's. Резко улучшили свои позиции немецкая компания Siemens (21-е место против 41-го в 2010 году), немецкая Daimler (30-е место против 48-го), французская LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton (32-е место против 52-го) и британская Vodafone (36-е место против 65-го).

Самое главное для уважения — это сильная бизнес-стратегия, уверены инвесторы, опрошенные Barron's. «Даже самый лучший исполнительный директор не сможет добиться огромных успехов, если у бизнес-стратегии есть изъяны», — говорит Джек де Ган из Harbor's Advisory. За сильную бизнес-стратегию высказалась треть (32%) инвесторов, а за сильный менеджмент — 28%, хотя еще в прошлом году это был фактор номер один для завоевания уважения. «Менеджмент — это единственный наиболее важный фактор» в определении успеха компании, считает Ллойд Кэнер из Khaner Capital. «Сильное управление запустит и другие компоненты. Это нематериальный актив на балансе», — соглашается инвестменеджер RBO Джек Оливер.

Всего 12% инвесторов считают соблюдение этики в деловой практике самым важным для уважения со стороны других компаний, хотя еще в прошлом году таких было 20%. Возможно, это связано с тем, что воспоминания о мошеннических действиях, финансовых махинациях и других этических промахов во время финансового кризиса 2008—2009 года ушли в прошлое, предполагает Barron's.