Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", принятый Государственной думой 28 января 2011г. и одобренный Советом Федерации 2 февраля 2011г. Об этом сообщает пресс-служба главы государства.

Закон определяет основы статуса контрольно-счетных органов, которые образуются соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или представительным органом муниципального образования и подотчетны им. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью, осуществляют свою деятельность самостоятельно, во взаимодействии друг с другом и со Счетной палатой РФ. При этом установлено, что контрольно-счетные органы обладают правами юридического лица.

Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется в отношении органов госвласти и госорганов субъектов РФ, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности. Согласно документу, принятому в первом чтении, в данный список отдельно были включены банки и кредитные организации (в случае использования госимущества или средств бюджетов).

Установлено, что представительные органы внутригородских муниципальных образований городов федерального значения вправе заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов РФ - городов федерального значения о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Закон устанавливает критерии определения штатной численности контрольно-счетных органов. Также в законе содержатся положения, касающиеся порядка назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, и основные требования к ним. Так, назначение на указанные должности осуществляет соответственно законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган муниципального образования. Занимать должности председателя, зампреда и аудиторов контрольно-счетного органа могут лица с высшим профессиональным образованием и соответствующим опытом работы (согласно документу, принятому в первом чтении, - лица с высшим и средним образованием).

Предусматривается перечень субъектов, которые имеют право вносить предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа.

Для лиц, претендующих на замещение должностей в контрольно-счетном органе, устанавливаются определенные ограничения. В частности, они не могут состоять в родстве или свойстве с руководителями государственных и муниципальных органов, судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории субъекта РФ или муниципального образования. Установлено, что председатель, заместитель председателя, аудиторы и кандидаты на данные должности обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах и имуществе своих супругов и детей.

В законе содержатся положения о недопустимости воздействия в какой-либо форме на должностных лиц контрольно-счетных органов, а также положения, касающиеся их государственной защиты.

Контрольно-счетные органы могут самостоятельно планировать свою деятельность, разрабатывать и утверждать стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля, однако разработку основополагающих стандартов в указанной сфере предлагается отнести к компетенции Счетной палаты РФ.

Финансирование контрольно-счетного органа предлагается осуществлять соответственно за счет средств бюджета субъекта РФ и местного бюджета. Финансирование контрольно-счетных органов должно предусматриваться в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий.