Ухудшение конъюнктуры и постоянное изменение законодательства больнее всего бьют по малому бизнесу, подсчитали в АНХ. Большие компании почти не подвержены этим рискам, поэтому могут спокойно вкладываться в долгосрочные проекты и не ждать быстрой отдачи. Эксперты согласны с выводами: крупный бизнес всегда сможет решить проблемы личным общением с чиновниками и пролоббировать нужные ему законы.

Основная проблема как малого, так и среднего бизнеса — рыночная конъюнктура, говорится в исследовании эксперта Института прикладных экономических исследований Академии народного хозяйства (АНХ) Сергея Шульгина, проведенном на основе опроса более 700 предприятий. Правда, с этой проблемой чаще сталкиваются представители малого бизнеса. «Малыши» также более чувствительны к изменениям в законодательстве, проверкам инспекций и проблемам с персоналом.

С ростом бизнеса меняется и круг проблем. «Крупные предприятия (с численностью больше 5000 человек) оказываются менее зависимыми от рисков, связанных с рыночной конъюнктурой, изменчивостью законодательства, различными проверками и особенно от рисков, связанных с правовой средой», — говорится в исследовании. Никто из представителей крупного бизнеса не отметил прокуратуру как источник рисков для себя. Зато малым предприятиям незнакомы риски, связанные с антимонопольными службами: они с ними почти не сталкиваются.

Уверенность в завтрашнем дне позволяет крупному бизнесу вкладываться в долгосрочные проекты. Как показывают результаты исследования, именно большие компании чаще всего осуществляют инвестпроекты, сроки окупаемости которых находятся за пределами двухлетнего горизонта. Для таких компаний снижены риски изменений рыночной конъюнктуры и законодательства, на первое место выходят проблемы с рыночной конъюнктурой и изменениями законодательства. Компании, у которых есть долгосрочные проекты, намного более оптимистично оценивают перспективы того, что с их предприятием ничего не произойдет (не отберут собственность, не возникнет давления со стороны силовиков или оргпреступности).