Как сообщила вчера Счетная палата РФ, Россия уступает средним показателям СНГ по продолжительности жизни и уровню дифференциации доходов населения. Иными словами, разрыв между бедными и богатыми у нас больше, а граждане живут меньше. Одни эксперты объясняют это тем, что в странах Содружества просто меньше состоятельных людей, другие, напротив, полагают, что у нас ситуация гораздо хуже, чем показывает официальная статистика.
Счетная палата РФ провела комплексный сравнительный анализ динамики социально-экономического развития РФ в рамках СНГ. В целом результаты исследования не должны нас расстраивать – России удается сохранять лидерство по большинству ключевых национальных показателей развития. Так, в течение последних пяти лет наша доля в ВВП СНГ составляет 78–79%, в товарообороте между странами Содружества на РФ приходится 41–43%, в экспорте в рамках стран СНГ – 55–57%. Правда, опережающее по отношению к соседям экономическое развитие, к сожалению, слабо отражается на жизни граждан. Россия уступает средним показателям постсоветских государств по продолжительности жизни и уровню дифференциации доходов населения. По мнению аналитиков Счетной палаты, «это требует повышенного внимания к установлению и устранению причин такого отличия».
Напомним, что, по официальной статистике, средняя продолжительность жизни населения России по итогам 2009 года увеличилась более чем на один год и составила 69 лет. Мужчины у нас живут меньше, чем женщины: 62,9 года против 75 лет. Однако, по данным ООН, средняя продолжительность жизни в РФ составляет не 69 лет, а 67,2 года. И если исходить из этой оценки, то мы действительно отстаем от многих соседей. К примеру, в Белоруссии люди живут до 69,6 года, на Украине – до 68,6, в Узбекистане – до 68,2. В Азербайджане средняя продолжительность жизни составляет 70,8 года, а в Армении и вовсе 74,2 года. Хуже, чем у нас, ситуация только в Казахстане, где население доживает в среднем до 65,4 года, а также в Туркменистане (65,3).
Впрочем, ряд экспертов полагают, что проводить такие сравнения некорректно, поскольку в странах СНГ ситуация неоднородна. «В странах Центральной Азии продолжительность жизни снижается за счет очень высокой младенческой смертности, – рассказал «НИ» ведущий сотрудник Института социологии Леонтий Бызов. – В Таджикистане сохранились бедные семьи, где рождается по 8–10 детей и половина умирает, не дожив до взрослого возраста. Совсем иначе обстоит дело у западных соседей, например на Украине, где средняя продолжительность жизни действительно выше, чем в России. Поэтому неправильно говорить вообще о странах СНГ». А вот заведующая кафедрой социально-экономических систем и социальной политики ГУ-ВШЭ Наталья Тихонова с выводами Счетной палаты согласна. «В России и глубина неравенства относительно больше, и продолжительность жизни ниже, – сказала она «НИ». – Причем она ниже не за счет тех, кто доживает до 60 лет, эти данные сопоставимы с другими странами, а за счет повышенной ранней смертности. Это не только подростки и молодежь, но и те, кому за 40, но кто еще не достиг 60. И первая причина, как ни странно, как раз чрезмерно глубокое социальное неравенство, которое порождает ощущение приниженности собственного социального статуса. Оно очень угнетающе действует на здоровье населения в целом».
По экспертным оценкам, в России средние доходы наиболее нуждающихся ниже, чем у высокообеспеченных граждан, примерно в 19 раз. «При том что для Европы нормальный уровень – в 6–8 раз, – поясняет Наталья Тихонова. – А 15–16 – это уже латиноамериканская модель, и наши 19 – это просто предельная величина». Страны СНГ показывают иную статистику. Так, по данным белорусских властей, разрыв между доходами 10% наиболее богатого и 10% наименее обеспеченного населения в этой стране составляет 5,6–5,9 раза, а на Украине – 9 раз.
Леонтий Бызов считает, что высокий разрыв в России связан с наличием достаточно большой богатой прослойки населения. «У нас много богатых людей за счет того, что существуют огромные нефтегазовые доходы, которые перераспределяются в узком кругу, – рассказал «НИ» социолог. – Подкормленный государством бизнес и богатые чиновники, берущие откаты, образуют большую прослойку. В других странах СНГ бедности ничуть не меньше, а может, и больше, чем в России, зато богатая прослойка намного тоньше. В той же Белоруссии вы не увидите, чтобы там по улицам ездили иномарки по 5–10 млн. руб. Это просто говорит о том, что другие страны СНГ живут беднее».
По мнению Натальи Тихоновой, на самом деле у нас ситуация намного хуже, чем показывает статистика. Децильный коэффициент (отличие 10% самых бедных от 10% самых богатых) был придуман европейцами для своих стран, подчеркивает эксперт. Когда такие подсчеты ведутся у нас, то они, по ее мнению, искажают картину. «Это очень лукавые цифры, – считает г-жа Тихонова. – Верхние и нижние 10% у нас и в Европе разные. В Европе верхние 10% – это те, кого можно считать состоятельными людьми, нижние 10% – это бедные, которые в нашем понимании благополучны. У нас верхний слой, то есть количество состоятельных людей, не превышает 5%, а бедных гораздо больше 10%. Поэтому, когда у нас используется этот децильный коэффициент, он заранее искажает картину в лучшую сторону. То есть в реальности у нас социальное неравенство гораздо глубже, чем показывает статистика».
Вот статистика по России:
http://www.rf-agency.ru/acn/stat_ru
http://nnm-club.ru/forum/viewtopic.php?t=228798
Когда это читаешь, то понимаешь, что Социалистическая Революция в России, а затем в Союзных Республиках неизбежна - Трудящимся есть с чем сравнивать - на памяти СССР, где было все для людей. У сегодняшней буржуйской системы только минусы в сравнении с Социализмом.
Вот еще:
Власть делает все, чтобы в России произошла революция
Бешеные ассигнования уходят на финансирование таких искажающих правду «шедевров», как «9 рота», «Сволочи» и дважды «утомленные» Михалковым. Параллельно новые законы отказывают в финансировании школам, музеям, библиотекам, театрам, Домам культуры. Это ведет к тому, что люди перестают понимать свое прошлое. А, значит, обречены его повторять. В фильме «Россия, которую мы потеряли» Станислав Говорухин патетически рассказал нам о дореволюционной России, критикуя Максима Горького. И мы поверили в некую царскую идиллию. Однако нынешний опыт приблизил российских женщин к тем работавшим матерям, которые вышли 23 февраля 1917 года на улицы Петрограда, потому что им нечем было кормить детей. И он ясно говорит нашим современницам о том, что потерять ту Россию было вовсе не жаль.
Нынешнее расслоение столь велико и цинично, а историческая память о кровавых и разрушительных последствиях настолько отшиблена, что жительницы ветхих и аварийных домов уже давно подбивают мужчин, да и сами готовы, бунтуя, выйти на улицы. От слов «реформа ЖКХ» людей начинает трясти.
Пока еще власть и те, кто в состоянии платить за ее благосклонность, могут не обращать внимания на людские эмоции и продолжать методично уничтожать все социальные лифты, последним из которых стало образование. Но когда трудоспособные люди убедятся: им из грязи в князи уже не пробиться, эти времена минули, — элиту будут не только грабить. Ее решат уничтожить, как это было чуть меньше века назад. И тогда страну не спасут ни армия, ни ФСБ, ни МЧС, ни милиция, переименованная в полицию. Ибо уничтожение элиты – это революция.