Минздравсоцразвития просит Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), Роструд и Национальную ассоциацию пенсионных фондов (НАПФ) проверить второй по величине НПФ «Благосостояние» и направило материалы о нем в Генпрокуратуру, говорится в сообщении министерства. Причиной, по версии министерства, стали жалобы граждан, чьи счета переводились в НПФ без их ведома, а также жалобы сотрудников РЖД на то, что руководство на местах заставляет их переходить в учрежденный РЖД фонд под угрозой лишения доплат и даже увольнения.
«Руководству одного из крупнейших в стране НПФ, судя по активным выступлениям в СМИ, претендующему на роль ведущих экспертов по вопросам совершенствования системы пенсионного страхования, было бы уместно больше времени уделять деятельности собственной организации, с тем чтобы избежать претензий со стороны граждан, не способствующих росту доверия по отношению ко всему институту негосударственных пенсионных фондов», — цитируется статс-секретарь Минздравсоцразвития Юрий Воронин. Есть ли жалобы на другие фонды, представитель министерства обсуждать не стал.
ПФР неоднократно выявлял случаи перевода граждан в НПФ по заявлениям, которых те не подписывали. В 2007 г. несколько агентов даже получили за это условные сроки. После этой истории в 2009 г. ПФР запретил НПФ работать со сторонними агентами. Запрет был снят только осенью: представители ПФР объяснили это усилением контроля за агентами со стороны фондов. С тех пор число жалоб граждан, по данным НАПФ, сократилось в пять раз, а в августе 2010 г. ПФР и НАПФ утвердили регламент обмена информацией по этому вопросу. Поэтому письмо Минздравсоцразвития вызвало удивление председателя совета НАПФ Константина Угрюмова. «Мы не видим, чтобы “Благосостояние” как-то выделялось числом нарушений среди остальных НПФ», — говорит Угрюмов. Ему известно лишь об одной жалобе из-за принуждения сотрудников РЖД переходить в «Благосостояние», которая поступила также в НАПФ и еще требует проверки.
Представитель РЖД не стал комментировать заявление Минздрава. Представитель ФСФР заявил, что пока служба документов не получала. Представитель НПФ обещал комментарии после официального разъяснения претензий, а приведенную оценку фонда назвал «предвзятой».