Поправки к законопроекту "Об обязательном медицинском страховании" (ОМС) ко второму чтению вчера были одобрены профильным комитетом Госдумы. Одним из самых существенных изменений документа в Минздраве называют передачу на региональный уровень полномочий по реализации базовой программы ОМС. Высказанные ранее страховщиками, работодателями и медсообществом резкие замечания отражения в законопроекте не нашли.
Профильный комитет Госдумы по охране здоровья вчера одобрил поправки к законопроекту об ОМС — Госдума планирует рассмотреть его во втором чтении на следующей неделе (в первом чтении он принят 9 июля). Из 586 поправок комитет Госдумы по охране здоровья одобрил 52. Поправки, автором которых является преимущественно Белый дом, уточняют основные понятия и термины, принципы медицинского страхования и полномочия субъектов системы ОМС. Согласно поправкам ФОМС и территориальные фонды становятся некоммерческими организациями, созданными для реализации госполитики в области ОМС, а медорганизации, находящиеся за пределами РФ, будут вправе оказывать медуслуги по видам помощи, включенным в базовую программу за счет средств ОМС. Также уточняется порядок уплаты взносов за неработающее население. Страховщикам, согласно поправкам, нельзя размещать временно свободные средства в отличие от фонда ОМС.
В целом законопроект, который наделяет пациента правом выбора медицинской организации и врача (с согласия последнего), вводит единый страховой полис на всей территории РФ, устанавливает обязательность платежей за неработающее население регионами и вводит одноканальное финансирование ОМС, мало изменился — концептуальной переработки, которой еще до первого чтения требовали РСПП, представители Торгово-промышленной палаты, медицинского сообщества и ассоциаций медстраховщиков, документ избежал.
Председатель Фонда ОМС Андрей Юрин вчера подтвердил "Ъ", что поправки в основном носят "косметический характер". При этом глава ФОМС выделил две важные позиции. Первая базовая поправка связана с делегированием полномочий регионам, что сделает систему более прозрачной. "Поправка закрепляет положение о том, что базовая программа оказания бесплатной медицинской помощи одинакова на всей территории РФ, а полномочия по реализации базовой программы передаются субъектам РФ с финансовым обеспечением в виде субвенций",— уточняет председатель Фонда ОМС. Таким образом, если регион дополнит базовую программу лекарствами, медуслугами или более высоким уровнем зарплаты медработников, федеральный уровень за это ответственности нести не будет. Вторая поправка, которую чиновники Минздрава также считают важной, связана с изменением учета средств, которые поступают в страховые компании (на неопределенность статуса средств в системе ОМС еще летом указывал Минфин). "Если раньше эти средства отражались в учете страховых медорганизаций как резервы, то сейчас они будут отражаться как целевые средства, что в большей степени соответствует характеру обязательного медицинского страхования".
Поправки, предложенные председателем думского комитета по финансовому рынку Владиславом Резником (об исключении страховых компаний из списка субъектов ОМС) были отклонены. "Страховые компании остаются участниками процесса. Как они несли ответственность в случае своей некачественной работы, так и будут нести",— заявил "Ъ" директор департамента развития медицинского страхования Владимир Зеленский. По его словам, статус страховых компаний на нынешнем этапа развития системы измениться не может — в законопроекте они являются "промежуточным звеном" между монопольным госрегулированием системы и коммерческим страхованием. "Обсуждать сейчас эту тему еще рано, пока у нас не заработали в полной мере стандарты медпомощи, пока не переоснащена сеть, пока у нас нет устойчивого понимания стоимости программы ОМС",— отмечает Владимир Зеленский.