Алексей Улюкаев считает, что государству все-таки придется решиться на революционные меры в бюджетной и финансовой политике. По его мнению, необходимо отказаться от индексации пенсий сверх инфляции, фактически перевести на "свои хлеба" региональные бюджеты и законодательно установить потолок для бюджетных расходов - в реальном выражении или процентах от ВВП. Правда, сроков, когда это следует сделать, не называет.

Свои взгляды доктор экономических наук, профессор и первый зампредседателя ЦБ изложил в научной статье "Глобальная нестабильность и реформа финансовой сферы России", опубликованной в соавторстве со своим помощником Михаилом Куликовым в последнем номере журнала "Вопросы экономики".

Главный посыл первого зампреда ЦБ - "жестко ограничить бюджетный дефицит и устранить его зависимость от конъюнктурных доходов" - совпадает с позицией вице-премьера, главы минфина Алексея Кудрина. Но Улюкаев на страницах специализированного журнала выступает в качестве эксперта, а не чиновника. И потому, предлагая радикальные шаги, может себе позволить высказать личную точку зрения.

Улюкаев отмечает, что хотя "общая фискальная позиция в России лучше, чем в большинстве развитых стран, однако задача бюджетной консолидации для нее не становится менее актуальной". России, как и многим другим странам, не удалось избежать падения дисциплины в сфере госфинансов, обращает внимание профессор. Ненефтегазовый дефицит, пишет он, приобретает угрожающие размеры: в 2008 году он составлял 4,5 процента ВВП, в 2009 году - достиг 12,1 процента, а в этом году дойдет до 13,9 процента.

Чтобы сократить дефицит, Улюкаев, по сути дела, предлагает пересмотреть подходы к социальной политике. Он считает, что надо снижать пенсионные обязательства и постепенно повышать пенсионный возраст, отказаться от ориентира на коэффициент замещения. Заметим, что дискуссия вокруг повышения пенсионного возраста идет с лета этого года с подачи Кудрина. Многие признают, что рано или поздно надо будет решиться на этот шаг. Однако премьер-министр Владимир Путин дал четко понять, что этот вопрос в правительстве не обсуждается. Бюджетная поддержка Пенсионного фонда в проекте бюджета на трехлетку растет с 2,3 триллиона рублей в 2011 году до 2,8 триллиона - в 2013 году.

По мнению авторов статьи, также следует установить мораторий на рост фонда оплаты труда в бюджетной сфере. Но и это не все. Сокращения расходов, по мнению Улюкаева, можно добиться "урезав" межбюджетные трансферты - вернуться к бюджетному федерализму, а федеральному центру отказаться от ответственности за социальные стандарты на территории всей страны. Кстати, постепенно сокращать поддержку регионов, которая была увеличена во время кризиса, собирается и минфин. Но об отказе от субсидий и дотаций вопрос пока никто не поднимал.

Строже предлагает Улюкаев относиться и к рациональному управлению госсобственностью, особенно в отношении квазигосударственных монополистов. "Основная часть корпоративного внешнего долга приходится именно на квазигосударственные предприятия", - замечает Улюкаев. Во время кризиса эти долги, напоминает он, создали дополнительные угрозы для макроэкономической стабильности страны. Следить за займами компаний с госучастием и до Улюкаева предлагали не раз, но о подвижках не слышно.

Между тем, бюджетная реформа должна сопровождаться масштабными изменениями во всей финансовой сфере, полагают авторы статьи. Здесь их предложения во многом укладываются в курс, взятый развитыми странами. Улюкаев считает необходимым в течение 5-10 лет принять меры для повышения капитала банков, а также ограничить банкирам дивидендные выплаты, бонусные программы и выкуп собственных акций. К крупным системным банкам первый зампред ЦБ советует подходить особо - установить для них повышенные требования к капиталу, ликвидности и резервам. В кризис, признает он, они "получили первоочередную государственную помощь, что поставило под сомнение принцип свободной конкуренции на финансовом рынке и в банковском секторе".

  • Тем временем

Для обкатки своих идей на площадке журнала пользовались и другие чиновники. Именно в "Вопросах экономики" в 2006 году министр финансов, кандидат экономических наук, профессор Алексей Кудрин впервые предложил зачислять в Стабилизационный фонд не только нефтяные, но и газовые доходы и установить планку ненефтегазового дефицита. Позже эти предложения были закреплены законодательно, но на время кризиса их действие приостановлено.