Ведущие российские экономисты собрались, чтобы понять, хватит ли стране сил справиться с новым кризисом. Вывод неутешителен: нужно срочно побороть «сырьевое проклятие», уменьшить роль государства в экономике и создать институциональные предпосылки для модернизации, но для этого не хватает политической воли.

За последние десять лет российская экономика существенно изменила свое качество. Если бы не кризис, к 2012 году страна достигла бы удвоения ВВП, заявил в пятницу научрук ЦМАКП Андрей Белоусов на конференции «Рубеж десятилетий: итоги и перспективы». Сейчас идет постепенное восстановление экспортно-сырьевой модели экономики, но на пути развития России лежат проблемы, от решения которых зависит дальнейший прогресс.

В краткосрочной перспективе угроз нет, говорит президент ЦЭФИР Сергей Гуриев: при нынешних ценах на нефть денег хватит до 2014—2015 годов (с учетом резервного фонда и заимствований). Однако по некоторым направлениям экономика до сих пор пробуксовывает: это высокая коррупция (Россия настолько же коррумпирована, как страны в четыре раза беднее по ВВП), сырьевая зависимость, высокая инфляция, а также повышающаяся роль государства в экономике.

По оценке г-на Гуриева, необходимо поддержать приватизацию и дерегулирование экономики. Внешним якорем может послужить вступление в ВТО и ОЭСР. Не избежать и структурных реформ, таких как реформа естественных монополий и пенсионная. «Нужна лишь воля, чтобы реализовать объявленные программы, но именно ее не хватает вследствие «ресурсного проклятия», — сетует Сергей Гуриев. «Модернизация не задача, а проблема, связанная с инерцией неформальных институтов», — соглашается президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан.

Кризис добавил проблем экономике. Он стал второй стадией «добивания» промышленности в регионах, сетует директор региональной программы Независимого института соцполитики Наталья Зубаревич. «Далеко не все регионы адекватно среагировали на кризис. Выжили лишь нефтяные и газовые», — полагает она. Судя по ее выводам, сделать шаг из кризиса в модернизацию у регионов пока не получается.

«Россия выдержала прошедший кризис, однако после этого экономика стала более чувствительна к шокам», — считает начальник управления стратегического анализа ЮниКредит Банка Валерий Инюшин. По его мнению, уже в следующем году экономике предстоит испытание. Оно будет не таким сильным, как события двухлетней давности, однако «кризисный лаг» продлится примерно до 2020 года.

«Кризис проблематизировал возможность устойчивого поступательного развития российской экономики, — подводит итог г-н Белоусов. — Более того, существует высокая вероятность того, что восстановится циклическое развитие мировой экономики. В этом случае ключевым вопросом становится вопрос о соотношении политики развития и формировании антикризисного капитала».

Правда, у России остается много ресурсов для проведения модернизации — доходы от приватизации, внешние и внутренние займы, прямые иностранные инвестиции. По словам г-на Белоусова, технологическое развитие будет фокусироваться на трех задачах: поиске нового позиционирования на рынках между Европой и Китаем, адаптации экономики к ограничениям (со стороны трудовых ресурсов и энергоносителей) и обеспечении модернизации массовых производств в целях повышения конкурентоспособности.