В июле рост денежной массы (М2) составил всего лишь 0,8%. Впрочем, в июле М2 всегда растет очень медленно, и в этом году рост оказался даже чуть выше среднеисторических значений.
С устранением сезонности можно говорить об ускорении роста денежной массы после нескольких месяцев замедления. На наш взгляд, это может быть связано с ростом расходов федерального бюджета, которые в июле составили 812 млрд руб. (предварительная оценка) по сравнению с 727 млрд руб. в июне и 628 млрд в мае.
За последний год денежная масса выросла на 32,1%. При этом номинальный ВВП за семь месяцев этого года вырос в лучшем случае на 16-18% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Столь существенное увеличение денежной массы, безусловно, создает давление на цены в экономике. Мы полагаем, что монетарные факторы инфляции в полной мере проявятся в следующем году (нынешний всплеск инфляции обусловлен немонетарными явлениями).
Расхождения между фактическим и монетарным (отношение М2 к золотовалютным резервам) валютными курсами на 1 августа составляло 21,3% (по бивалютной корзине). По сравнению с предыдущим месяцем этот разрыв вырос почти на 2 п. п. Таким образом, рубль выглядит все более переоцененным по сравнению со своим монетарным курсом. На наш взгляд, это обстоятельство подчеркивает существенный потенциал девальвации национальной валюты в случае, если внешняя конъюнктура резко ухудшится.