Россияне стали чаще жаловаться на деятельность банков

Российские граждане стали в 3,5 раза чаще жаловаться на деятельность банков в первой половине текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил вчера глава Роспотребназора Геннадий Онищенко.

Такая активность говорит о повышении финансовой культуры российских граждан, говорят банкиры и уверяют, что проблему взаимоотношений между гражданами и банкирами может решить институт банковского омбудсмена.

По словам Геннадия Онищенко, рост жалоб граждан побудил Роспотребнадзор к тому, чтобы провести ряд проверок в банках. «В первом полугодии было проведено 460 проверок, в то время как за первое полугодие 2009 года — 252 проверки», — цитирует слова г-на Онищенко агентство РИА Новости. За весь 2009 год штрафами и предписаниями были наказаны 299 должностных лиц банков. По словам главы Роспотребнадзора, за первое полугодие 2010 года число судебных исков от ведомства в защиту определенного круга лиц выросло в три раза по сравнению с 2008—2009 годами.

В такой ситуации Геннадия Онищенко возмущает поведение некоторых банков, «в том числе ведущих национальных банков, которые, вместо того чтобы искать решения по повышению финансовой грамотности населения, по созданию позитивной кредитной истории на рынке потребительского кредитования, добиваются, в том числе и от Генпрокуратуры, поддержки в резком ограничении возможностей использования закона о защите прав потребителей».

Отстаивать права граждан на финансовом рынке Геннадий Онищенко начал в 2007 году. Тогда граждане могли пожаловаться в Роспотребнадзор на завышенные ставки по банковским кредитам и комиссиям. Претензии тогда предъявлялись в основном к лидеру рынка экспресс-кредитования банку «Русский Стандарт». В результате споров с Роспотребназдором банки стали показывать эффективную процентную ставку по кредитам, регулировать уровень ставок взялась ФАС, а ряд банков отказались от взимания комиссий.

По мнению главы Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, число жалоб граждан в адрес кредитных организаций вполне могло увеличиться, поскольку весь прошлый год и парламентарии, и надзорные органы, и СМИ возбуждали в умах потребителей идею, что можно подавать жалобы на банки. «С другой стороны, мы повысили гражданскую активность — это хорошо, это повышает финансовую культуру граждан, — отмечает Гарегин Тосунян. — Сколько потом из этих жалоб оказываются правомерными, это другой вопрос. Самый главный показатель — то, что люди стали активнее».

В свою очередь глава ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков напоминает, что г-н Онищенко еще до кризиса проявлял активность на рынке потребительского кредитования и сейчас уже многие смирились с этим. «По закону Роспотребнадзор может регулировать многие рынки, — говорит Анатолий Аксаков. — Было бы хорошо, чтобы в России появился институт банковского омбудсмена, который решал бы споры между физическими лицами и банками».